Типы Донских казаков и особенности их говора. Ч 1.
Глава I. ТИПЫ
В «Русской Истории» за 1837—1841 г.г. Николая Герасимовича Устрялова есть место, где сказано, что донцы составляют чудную смесь разноплеменных народов, что язык их состоит из разных элементов, что в чертах их лиц есть нечто азиатское и что казаки гордятся своим происхождением от черкесов и даже сами называют себя черкесами (?!).
У Николай Михайловича Карамзина («История государства
Российского», т. VIII. 1816 года ) о казаках читаем, что происхождение их не
весьма благородно: они считались российскими беглецами, искали дикой вольности
и добычи в опустелых улусах орды Батыя, в местах не населенных, но плодородных,
где Волга сближается с Доном и где издавна был торговый путь из Азии в северную
Европу; что казаки, утвердившись в нынешней своей области, взяли город Ахаз
(древне — хазарский, просуществовавший до XVI в.), назвали его Черкасским (?)
или казачьим (что одно и то же), что жён они доставали, как вероятно, из земли
черкесской и могли сими браками сообщить своим детям нечто азиатское в
наружности и прочее.
Андрей Григорьевич Филонов в «Очерках Дона» (1850 г.) в
пятидесятых годах прошлого столетия и В. Ф. Соловьёв в своей брошюре
«Особенности говора Донских казаков» в 1900 году писали, что казаки, не смотря
на то, что стоят за Русь, что полки их оберегают её окраины и что все имеют
рвение постоять за честь Царя, сами себя не считают русскими; что если любому
казаку предложить вопрос: «Разве ты не русский?», он всегда с гордостью
ответит: «Нет, я казак!».
Казак называет русским только великоросса, малоросса же
величает просто хохлом. «Стояли в России, ходили в хохлатчину, вернулись на
Дон», говорят казаки. Да, и сами великороссы и малороссы (Слободской Украины)
на вопрос: «Откуда вы?» — всегда отвечают: «Мы из России, а пришли к вам на
Дон».
В своей книге «Кто был Ермак и его сподвижники», изданной
мною в 1904 г., я, на основании исторических исследований, сделал выводы:
- что донские казаки исконные обитатели восточных берегов
Азовского и Чёрного морей и нижнего Дона, известны у историков и географов
разных стран под различными названиями;
- что расселение части казачества началось довольно рано, с
IV и V веков по Р. X., на Днепр и далее на север, берега Балтийского моря и
другие места, где они впоследствии стали известны под именем варягов,
новгородских ушкуйников и других;
- что в XIV и XV в. в., после распада Золотой Орды, казачество вновь стало «слетаться» в древнюю свою родину, страну предков, берега Тихого Дона и Азовского моря, под четырьмя главными названиями (по московским и турецким летописцам):
а) азовских казаков, или сары — аз — ман — «царственных азовских людей». Сайи — ЦАРИ — Σαιοι – это самоназвание царских скифов. В ведическом санскрите слова — Сару, сарратья — sarru, sarи, sirratu, sarathya — рать, ратный, соратник, (sа – совместно, ratha- колесница, воитель, герой. От слова ведического санскрита «сарру» - sarru- происходит слово – «царь» в славянских языках, а в германских — кезарь и кайзер. В Риг-веде: саратхи — Sarathi — возница колесницы – «саратник». Первоначальное значение слова царь — «саратник», воин.
б) черкасов (днепровских);
в) новгородских повольников (с Волги), и
г) казаков рязанских, населявших своими городками все пространство к югу от Оки до степей воронежских.
Курганы Царских скифов в области Геррос
Рязанские казаки в первой половине ХVІ ст. заняли земли по
рекам Хопру, Бузулуку и Медведице. Около того же времени с Волги перешли
волоками на реки Иловлю и Тишанку новгородцы и расселились по среднему и
нижнему течению Дона, вплоть до его устьев.
Азовские казаки, вытесненные турками и татарами из Азова и с берегов Азовского моря в Северскую область, около 30-х и 40-х годов ХVІ ст., перешли вместе с небольшой частью северских казаков (севрюков) и белогородских на Донец, и далее на Дон, и заняли вновь свои исконные земли, пройдя вверх по Дону до «переволоки».
Днепровские черкасы, или, как их в то время стали называть —
запорожцы, перешли на Донец, а потом и на Дон в 1549 г, под предводительством
своего князя Дмитрия Вишневецкого. Черкасские юрты располагались от местности,
где был г. Черкасск, на запад по правому берегу рек Аксая, Дона и Мертваго
Донца до Миуса. Самые горы, идущие от нынешнего г. Новочеркасска на запад, в то
время назывались Черкасскими (в «Книге Большого чертежа»). Часть запорожцев в
1590 — 1593 гг. возвратилась обратно на Днепр, а потом они в числе10 тысяч
человек пристали к самозванцу.
Кроме того, на Дон переселилось в 1640 г. около 5 тысяч
запорожцев, принявших вместе с донскими казаками участие в защите Азова от
турок («Азовские известия». Тауберт).
Таким образом, к половине ХVІ ст. на Дон «слетались» все
отрасли одного древнего казачества, прошедшие в течение нескольких веков каждая
свою историческую судьбу. История нам не говорит, даже не делает никакого
намёка на то, чтобы между азовцами, новгородцами, черкасами и рязанскими
казаками на Дону возникали какие — либо недоразумения, схватки или
междоусобицы, а «все», как говорит поэт, «с словом братского единства сражались
с дикою ордой, оставив славу для потомства, тебе свободу, Дон родной».
Из первых атаманов казачьих общин известны: Агустий Черкас,
Ляпун, Павлов, Андрей Шадра (рябой — по-татарски), Ермак, Лос, Каблан, Болдырь,
Михаил Черкашенин, Корелла, Татара, Каторжный, Смирной, Федоров, Смага
Чершенский и другие.
При Михаиле Черкашенине казаки проникли по Каспийскому морю
к устью Яика (Урала) и разгромили в 1570 г. столицу ногайского ханства
Сарайшык. За этот подвиг царь Иоанн Васильевич Грозный в том же году прислал на
Дон жалованную грамоту, первую из сохранившихся.
Итак, на основании вышеприведенных исследований, мы видим,
что населения Дона в половине XVI столетия относится к четырём главным
элементам древнего казачества, народа, резко отличающегося своим
антропологическим типом, как от великороссов, так и от коренных малороссов.
То есть казаки обладали такими физическими особенностями
устройства туловища, ног, в особенности голеней, головы и лица, которые
заставляют всякого, хорошо изучившего во всех отношениях казачество, выделять
природного казака из массы других народностей, даже если бы его поставить в
разноплеменную толпу и одеть в несвойственную ему одежду.
Тип великоросса всем известен. Поэтому мы об этом и не будем говорить.
Тип малоросса распадается на две отрасли:
а) природных малороссов (древних Полян), то есть жителей
северных малороссийских губерний Волыни и Подляшья (сходных во многом с
польским крестьянством) — светло-русые волосы, голубые выпуклые, вернее — на
выкате глаза, длинный стан, короткие голени, как и у великоросса (признак
природного пахаря), прямой тонкий нос, удлиненная голова (долихоцефалы), узкий,
относительно покатый лоб, часто веснушчатое лицо;
б) малороссов только по языку, остатков прежних днепровских
черкасов, в южных частях губерний Черниговской, Курской, Воронежской,
Екатеринославской, в Новороссии и в Черноморье и Азове: короткий, но плотный
стан, высокие голени, круглая голова, широкий, прямой, нередко нависший лоб,
короткий нос, часто с горбиной, хрящеватый, иногда и толстый нос, чёрные глаза,
смуглое лицо и тёмные жёсткие волосы, с красниной на усах и бороде.
Этот последний тип очень часто встречается и у нас на Дону,
как остаток древних переселившихся сюда черкас, в особенности по Донцу, в
Гундоровской и Луганской станицах, в Раздорской и даже от устьев Дона до
станицы Пятиизбянской. Рядом с ним встречается, чаще всего в низовьях Дона, в
особенности в станицах Старочеркасской и Раздорской и выше по Дону до ст.
Пятиизбянской, преимущественно в за донских хуторах и по реке Салу, как, например,
в хуторах станиц: Баклановской, Нижне и Верхне — Курмоярских, Нагавской,
Потёмкинской, и Атаманской.
Тип казаков азовских: легкие и подвижные, среднего роста, с
длинными ногами при коротком туловище, с небольшой головой, при немного
выпуклом (тюркском) лбе и выдающемся затылке, с орлиным носом, иногда тонким и
прямом, подобранном маленьком подбородке.
Все казаки азовского типа, большею частью брюнеты, с чёрными
или карими глазами, с весёлым, жгучим взором, одним словом, с азиатским
оттенком в лицах, до крайности разнообразном. Есть между ними, в особенности,
среди женщин, прекрасные, чисто древнегреческие профили, с правильным овалом
лица, но есть и безобразные армянские или турецкие лица, при небольшой голове с
большим «коромыслом» носом.
Мне, как хорошо знакомому с народами Кавказа, нередко приходилось встречать на Дону лица с профилями и овалами, схожими поразительно с осетинскими, лезгинскими (из Самурскаго округа), а в особенности с черкесскими, некоторых поколений, более сохранивших свою народность от метизации соседних племен в горах и ущельях Кавказа. Например, жителей черкесского аула Карм, расположенного близ Эльбруса, положительно можно смешать с нашими терскими казаками, но иллюзия тотчас пропадает, когда заговоришь с ними по-русски: они ни слова не понимают.
Некоторые, в том числе известный филолог, профессор МГУ
Богомолов Николай Алексеевич, находят сходство донских казаков с куртинцами, но
мне кажется, насколько я знаю этот народ, сходство здесь кажущееся,
поверхностное, вызванное своеобразной, иррегулярной службой их в Турции и
Персии, как и казаков в России, вследствие чего у этих народов выработались в
течение веков сходственные военные приёмы, удаль и прочее. Впрочем, заключение
это требует тщательной проверки, как со стороны антропологической, так и
лингвистической, так как в языке куртинцев есть много слов, употребляемых у нас
на Дону, хотя слова эти имеют турецко-татарские корни, как — то: казан, таган,
чекмень и другие, коренной же язык куртинцев близко подходит к новоперсидскому.
Казаки новгородцы от устьев рек Иловли и Тишанки расселились
вверх по Дону до ст. Казанской, а вниз — до Азовского моря. Это самый
предприимчивый, стойкий в своих убеждениях, даже до упрямства, храбрый и
домовитый народ. Казаки этого типа высоки на ногах, рослые, с широкой могучей
грудью, белым лицом, большим, прямым хрящеватым носом, с круглым и малым
подбородком, высоким лбом и круглой головой; волосы на голове от тёмно-русых до
чёрных, на усах и бороде светлее, волнистые. Казаки эти идут в гвардию и
артиллерию.
Казаки верховых станиц, известные на Дону под общим названием «верховцев», как долго сталкивавшиеся с великороссами, представляют в антропологическом отношении, в массе своей, переходную степень от чисто древнеказацкого типа к великороссам, хотя среди них нередко можно встретить лица с чисто южным профилем.
Верховые казаки — степенный, выносливый и
трудолюбивый земледельческий народ; они считаются самыми исправными и надёжными
казаками, способными переносить все лишения, сопряжённые с трудной казачьей
службой. По мнению генерал — лейтенанта И. И. Краснова, высказанному им в своих
записках:
«Верховцы при
поступлении на службу кажутся сперва несколько вялыми, но, прослужив немного, с
удивительною скоростью преобразуются в превосходных во всех отношениях воинов;
ловкие и проворные низовцы, поступая в полки, выходят часто плохими казаками и
это оттого, что не в состоянии перенести всех трудностей, свойственных казачьей
службе».
Верховцы — люди умеренные, скромные, немного суровые,
богобоязненные, почтительные к старшим, почти вовсе незнакомые с общественными
удовольствиями, одним словом, более других сохранившие свой древний общинный
патриархальный образ жизни. Этими же чертами характера и образом жизни
отличаются и казаки некоторых станиц, расположенных по среднему течению Дона.
Между тем, как казаки низовых станиц Дона, собственно
простой класс народа, большею частью, склонны к торговле, промыслам,
рыболовству, судоходству и другим. Характера они весёлого, лёгкого, даже
немного ветреного.
Непочтение к старшим, сына — отцу и матери, внука — деду,
несогласия супругов, ссоры и даже драки в семье — обычные явления у низовых
казаков. Родительская власть в последние годы потеряла всякую силу и авторитет.
Это явление стало теперь довольно резко выделяться и в станицах 1-го Донского
округа.
Только в семьях старообрядцев, ещё довольно прочно, держится
тот высоконравственный древний обычай казачества, в силу которого
совершеннолетний сын часто не смеет при гостях сесть в присутствии отца. А
почтенные отцы семейств выслушивают и исполняют с покорностью всё, даже
прихотливые, желания своих престарелых родителей, и часто предсмертные слова их
имеют для них силу духовного завещания и исполняются всеми членами семьи
беспрекословно. Благословение отцов, даже заочное, «на веки нерушимое», принимается
сыновьями с благоговением.
Из второстепенных типов, встречающихся среди донских
казаков, можно указать на следующие:
а) татарский, то есть тюркско-монгольский, с некрасивыми,
смуглыми, широкими лицами, выдающимися скулами, выпуклым лбом и маленькими кривыми
ногами. Характер вспыльчив. Казаки этого типа встречаются в задонских хуторах
среднего и нижнего течения Дона, они произошли от татарских выкрестов, принятых
в казаки, не говоря уже о том, что в древнем Черкасске была целая татарская
станица, остатки которой представляют теперь жители — магометане хутора
Татарского, Новочеркасской станицы. Фамилии казаков 1 и 2 Донских округов:
Татариновы и Татаркины, Чувильдеевы, Чувилины, Шевердяевы, Батеенковы (от
Батыя, по — казацки — Батея) ясно свидетельствуют об их происхождении;
б) калмыцкий, не считая природных калмыков — ламаитов, живущих станицами в Засальских степях и причисленных в казаки. Тип этот произошёл от смешения калмыцкой крови с казацкой и даёт симпатичные и красивые, хотя немного и широкие, лица, в особенности у женщин. Фамилия Калмыковых часто встречается в южной части области, где Сальския степи прилегают к Донским;
в) еврейский тип. Этого типа казаки поразительно сходны с
горскими евреями Дагестана, которые считаются остатками древних израильтян,
пленённых ассирийским царем Салтанассаром и потом совсем исчезнувших с
политическаго горизонта, т. е. рассеявшихся по обширному древнему Персидскому
царству, Кавказу, Крыму, Китаю, Индии и другим землям Азиатскаго материка.
Казаки еврейского типа распадаются на две категории.
Первой категории еврейского типа: долговязые, с небольшой
головой, покатым лбом, выдающимся затылком, с чисто семитским носом, с рыжими
волосами на бороде и усах и тёмными волосами на голове, веснушчаты, по-казацки
– «луданые», по-малороссийски – «рудые». По характеру заносчивы, кичливы,
мелочны, пронырливы, сладки на язык с высшими чинами, но жестоки и беспощадны с
низшими, и, до крайности, трусливы.
Второй категории еврейского типа: в антропологическом
отношении сходны с первой, но только телосложением более мелки, черномазы,
юрки, склонны к торгашеству, спекуляции и обдуванию. Военная служба им не по
нутру, а потому они всячески стараются избежать её. Этого типа казаки часто
встречаются в низовьях Дона, в Старочеркасской и Аксайской станицах и городе
Новочеркасске. Желающий убедиться в этом может обойти торговые ряды, Азовский и
Сенной базары, в особенности старые лавки г. Новочеркасска, где ещё остались
некоторые, доживающие свой век торговцы — казаки этой категории.
Евграф Савельев "Типы
Донских казаков и особенности их говора." (1908 год)
продолжение следует
Комментарии