Казаки Украины и России – пять главных отличий
Попытки сравнения украинского и российского казачества предпринимались с давних пор и при этом редко были корректными. В последние же годы, когда все русское объявлено на Украине «враждебным», «неправильным» либо, наоборот, «украденным у украинцев», о каком-то объективном сравнении и речи быть не может. Однако мы все же попытаемся найти главные различия между теми людьми, которые в разные века в двух соседних землях именовали себя казаками.
Речь, естественно пойдет не о том, кто носил шаровары – а кто галифе с красными лампасами, и не о наличии или отсутствии на казацких головах «оселедцев» (с каковыми, если верить летописям, первыми стали красоваться еще воины Князя Киевского Святослава – общие предки обоих народов). Поговорим о вещах, так сказать, основополагающих и наиглавнейших.
Верность присяге
Российских казаков не зря называли в Империи опорой трона и порядка. В подавлении всяческих бунтов и заварушек в России они принимали самое активное участие вплоть до падения монархии, да и после такового десятками тысяч сражались и гибли за Белое движение. При этом нельзя не вспомнить о том, что два восстания самих казаков в свое время сотрясли Россию сильнее, чем все «крестьянские войны», вместе взятые. Речь, естественно, о событиях, связанных с именами Степана Разина и Емельяна Пугачева. Бунтовать казаки умели, да еще как! Но…
После принесения Донским казачеством присяги на верность
Государю с крестным целованием ни о каких заговорах и бунтах в нем и речи быть
не могло! Слово – Е.П. Савельеву, автору книги «Древняя история казачества»:
«Донское войско … как народ прямой, непосредственный и честный, и притом
искренне религиозный, старалось по мере сил выполнять принятые на себя
обязательства. Всякое малейшее нарушение данной клятвы, даже в отдельных
случаях, считалось великим преступлением, позором для всего войска…»
Украинские казаки были в этом отношении полной
противоположностью своим русским собратьям. Антиподами, можно сказать! С кем
только они не заключали договоров «о вечной дружбе», кому только не клялись в
верности, и каким только правителям не присягали… Чтобы потом нарушить все
собственные клятвы при первой же подвернувшейся возможности. «Патриотические»
историки Украины могут сколько угодно твердить о том, что гетман Мазепа был
анафемствован Православной церковью за то, что «хотел сделать Украинцу
свободной» (что само по себе – бред, ибо Мазепа просто продавал ее королю
Швеции!). Но правда заключается в том, что церковному проклятию гетман был
предан за измену не царю, а как раз данной ему клятве, считавшейся в те века
абсолютно нерушимой – крестного целования. Эта клятва, собственно говоря,
давалась не Государю, а Богу – отсюда и наказание.
Впрочем, подобное «вольное отношение» к взятым на себя
обязательствам (вечным и нерушимым, а как же!) украинские казаки проявляли не
только с Государями России, но и Речи Посполитой, а также прочими европейскими
монархами. О всяких там ханах и султанах вообще говорить нечего. Эти парни были
настоящими «хозяевами своего слова»: сами давали – сами и обратно забирали…
Сотрудничество с иноземными завоевателями
Из предыдущего пункта плавно вытекает следующий – пособничество разнообразным чужеземным ордам и, говоря в современных терминах, «военное сотрудничество» с таковыми. Уже упомянутый выше Мазепа со своим запроданством шведскому королю Карлу – пример общеизвестный. Гораздо меньше историки любили вспоминать (особенно в советские времена, дабы не рушить «дружбу народов») о той страшной и кровавой роли, которую украинские казаки сыграли в Смутное время, совместно с поляками грабя, убивая, насилуя и сжигая все, что только можно на Руси. Их орда под предводительством Сагайдачного и Дорошенко бесчинствовала от Путивля (сейчас – территория Украины) до Москвы, оставив по себе жуткую и позорную память.
Еще меньше сказано о том, что потомки считающихся «эталоном»
украинского казачества запорожцев долгие годы, точнее – века, усердно и
прилежно служили Османской империи. И отнюдь не занимаясь хлебопашеством.
Казаки так называемых Второй и Третьей сечи, основанных на территории Турции
ренегатами, участвовали в русско-турецких войнах на стороне Оттоманской порты,
и под ее же знаменами подавляли восстание в Греции в 1821 году, пролив реки
православной крови.
На совести русского казачества имеется лишь одно позорное
пятно – сотрудничество с гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны. Тут
уж ничего не попишешь – как бы не пытались некоторые историки подводить под эту
гнусность «базу» в виде мести за «расказачивание» и прочие жестокости, творимые
большевиками на тех же Дону и Кубани, оправдания сотрудничеству с фашистами
быть не может никакого и никогда. Впрочем, подчеркну еще раз – русские казаки
(да и то – далеко не большинство их) оказались под вражескими знаменами
единожды. Для украинских это было совершенно нормальной практикой.
Наемничество
Неудивительно, что при таком отношении к морали самым, что ни на есть обыденным делом для украинских казаков было наемничество. Русское казачество воевало за Веру, Царя и Отечество. Могло воевать даже между собой… Но, исключительно за деньги – никогда! Не были русские казаки наемниками. Украинские же «лыцари» отметились по всей Европе и за ее пределами. Причем даже на этом поприще они умудрились снискать, мягко говоря, не самую лучшую славу.
Войны в Саксонии, Люксембурге, Франции, Австрии, на Балканах
и в Молдавии – далеко не полный перечень мест, где украинские казаки выступали
в качестве «солдат удачи». При этом девизом их было – «Казаки в долг не воюют!»
Стоило кому-то из нанимателей задержать выплаты, или же выдать слишком
маленькую, по мнению казаков, сумму, как те преспокойно бросали войну и
отправлялись по домам. Но это – в лучшем случае! Запросто могли и на сторону
противника перейти.
Именно так поступила половина казаков, нанятых на Украине
кардиналом Франции Мазарини для войны с засевшими в Ла-Рошели гугенотами и их
союзниками – испанцами. После взятия Дюнкерка, обидевшись на нанимателя (вроде
бы «кинувшего» их с деньгами), половина «лыцарей» вернулась по домам, а вторая
… переметнулась к испанцам. Те, как видно, платили неплохо, и по свидетельствам
некоторых историков, украинские казаки воевали на их стороне против французов
еще лет десять.
При всем при этом, превозносимые кое-кем боевые качества
казаков-наёмников были более, чем сомнительными. Будучи, по сути своей, не
более чем иррегулярной легкой кавалерией, дисциплину и выучку они имели, говоря
по-нынешнему, «ниже плинтуса», зато склонностью к мародерству и грабежу
отличались необычайной.
Родная кровь
Как бы не драли отнюдь не отличавшиеся кротостью нрава и мягкостью характера русские казаки собственных «революционных» соотечественников нагайками, случаев массового пролития ими крови таковых до Гражданской войны, в общем-то, не было. Ну, разве что, за исключением все тех же бунтов Разина и Пугачева. Впрочем, это тоже, можно сказать, были гражданские войны в миниатюре… В особой жестокости русское казачество упрекают разве что по отношению к «инородцам» и «иноверцам».
Совсем не то казаки украинские. В свое время они особо
любили «резвиться» на территории нынешней Белоруссии, входившей тогда, кстати,
как и Украина, в состав Речи Посполитой. Казацкие атаманы Кошка и Куцкович,
вообще-то отправленные польским королем в поход против Швеции, взяв штурмом, разграбили
Витебск и Полоцк. Кстати, несколько ранее в тех же землях чумой прошелся другой
атаман – Северин Наливайко, начисто разоривший Могилев. Зверства и бесчинства,
творимые украинскими казаками в белорусских землях, заставили тогдашних
летописцев заклеймить их определением «хуже татаровей».
Для того чтобы забрать эдакую «пальму первенства» у татар,
считавшихся «абсолютными чемпионами» по грабежу и насилию не только на Руси, а
и в Европе, нужно было очень постараться. Кстати, с самими татарами у украинских
казаков была (по крайней мере, в определенные периоды истории) тесная и
взаимовыгодная дружба. Большинством побед над поляками Богдан Хмельницкий
обязан именно татарам – при этом в качестве трофеев, угонявших в рабство и
жителей Украины. Впрочем, доставкой в Крым невольничьих караванов не брезговали
и некоторые казаки – исторических свидетельств тому предостаточно...
За Веру и Отечество
На протяжении всей своей истории украинское казачество,
особенно – запорожское, неизменно провозглашало себя «опорой и защитой
Православной церкви». Во всяком случае, именно этим оправдывались совершенно
невообразимые зверства, творимые его представителями в отношении евреев и
католиков. Широко известны случаи убийства украинскими казаками католических
священников и монахов, которых впоследствии даже запрещали хоронить, как
полагается. Однако, это лишь одна сторона медали...
В отношении православных храмов и духовенства «лыцари» творили те же самые жуткие вещи. Разграбление ими церквей и расправы над священниками отмечены на всем их кровавом пути. Казаки Дорошенко в Смутное время проделывали это по всей Русской земле, где прошлись, а с татарами украинских казаков сравнил как раз белорусский священник. Наверняка, знал, о чем писал. Участие в войнах с единоверцами на стороне страшнейшего врага Православия – османской империи и резня вместе с ее янычарами православных греков также говорят о многом.
Роль русского казачества в истории России кому-то может
показаться неоднозначной и иногда противоречивой. Однако бесспорным является
то, что именно русское казачество своей кровью добыло для России многие земли –
Сибирь, Урал, Дальний Восток, веками стояло на страже ее рубежей на Юге и
Кавказе. Украинское казачество не то, что не принесло породившей его земле ни
малейшего приращения – оно ее едва не погубило окончательно. Страшнейший период
с 1657 по 1687 год, названный в украинской истории «Руина», был порожден именно
безумной жаждой власти гетманов – предводителей украинского казачества. За это
время их, присягавших то России, то Польше, то Турции, сменилось полтора
десятка. На территории Украины разграблено и разрушено было все что можно, а
человеческие жертвы вообще не поддавались исчислению…
В итоге украинское казачество окончательно выродилось в
откровенную банду, носившую имя Запорожской сечи и совершенно справедливо
ликвидированную императрицей Екатериной ІІ. К истинному служению Отчизне в
условиях нормального, цивилизованного государства оно оказалось просто
неспособно. Наверное, в этом и состоит главное отличие украинского казачества
от русского…
Автор: Александр Неукропный
Использованы фотографии: http://www.arhperspectiva.ru/
Комментарии