В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Константин Константинович Мамантов

Константин Константинович Мамантов

(16 октября 1869– 1 февраля 1920)

Генерал-лейтенант. Один из руководителей Белого движения на Дону в годы Гражданской войны

 

В советской историографии этот человек проходит под фамилией Мамонтова. Но на самом деле его настоящая фамилия произносится через второе «а», как Мамантов. Всё дело в том, что председатель Реввоенсовета Л. Д. Троцкий в своих приказах сознательно искажал фамилии «белобандитов». Позднее это написание сохранилось.

К. К. Мамантов родился в семье офицера лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка. Происходил из старинного дворянского рода, но семейные доходы были небольшими. В 1888 году закончил Константиновский кадетский корпус, а ещё через два года — столичное Николаевское кавалерийское училище. Был выпущен корнетом в лейб-гвардии Конно-Гренадерский полк.

И во время учёбы, и с началом службы Константин Мамантов отличался не только высоким ростом и незаурядной внешностью, но и готовностью отстаивать свою честь и свои убеждения. За дуэль в мае 1893 года был отчислен из гвардии и переведён армейским поручиком в 11-й драгунский Харьковский полк.

В 1896 году Мамантов получает чин штаб-ротмистра. Однако через два года «за вольный характер» был вынужден выйти в отставку с зачислением в запас по армейской кавалерии.

…Однако расставаться с военной карьерой Константин Мамантов не пожелал и потому «подался в казаки». В 1899 году «по особому ходатайству» он зачисляется «в комплект Донских казачьих полков». Служба продолжается в 3-м Донском казачьем Ермака Тимофеевича полку, который был расквартирован в городе Вильно (ныне Вильнюс). Теперь его чин — подъесаул.

Поскольку недавний гвардеец стал казачьим офицером, то он причисляется к казачьему сословию. То есть становится приписным казаком станицы Усть-Хопёрской 1-го Донского округа Войска Донского.

В казачьем полку служба у Мамантова ладилась. В 1901 году он производится в есаулы. С началом Русско-японской войны подаёт прошение о переводе его в действующую армию, то есть в Маньчжурию.

Просьба была удовлетворена. Донской офицер зачисляется в ряды 1-го Читинского полка Забайкальского казачьего войска, с которым Константин Мамантов прошёл всю войну.

Забайкальцы-читинцы в Маньчжурии отличались не раз, особенно в рейдах русской конницы под начальством генерала Мищенко. Именно под его знамёнами Мамантов, будущий белоказачий предводитель, увидел эффективность манёвренных действий больших конных групп.

На Японской войне доброволец удостаивается трёх орденов и наградного Анненского оружия — шашки. После войны, в 1908 году, он производится в войсковые старшины и принимает командование сотней в своём 3-м Донском казачьем полку. Затем переводится в 1-й Донской казачий полк, размешавшийся в Москве.

Первую мировую войну Мамантов встретил командиром первоочередного 19-го Донского казачьего полка, входившего в состав 4-й Донской казачьей дивизии. Затем он переводится командиром 6-го Донского генерала Краснощёкова полка и получает чин полковника.

События февраля и октября 1917 года казачьим офицером были восприняты отрицательно. Однако это не помешало ему в том же году стать командиром бригады в 6-й Донской казачьей дивизии. В конце года он в её составе прибыл на Дон, в станицу Нижне-Чирскую.

С началом Гражданской войны полковник Мамантов встаёт в рады Белого движения. Он формирует в станице Нижнечирской партизанский отряд, в своём большинстве из казаков-фронтовиков, и во главе его выступает в «Степной поход» под командованием походного атамана войска генерала П. Х. Попова.

Первым боем для полковника Мамантова в Гражданской войне стал рейд на станицу Платовскую для разгрома отряда местных крестьян-красногвардейцев, которым командовали Будённый и Думенко. Из местных калмыков были сформированы конные сотни, которые пополнили мамантовский, в основном пеший, партизанский отряд.

В начале апреля 1918 года во время Общедонского восстания вернулся со своим отрядом в Нижне-Чирскую. Из неё выступил на помощь восставшим против советской власти станицам 2-го Донского округа. Звание генерал-майора он получил в том же апреле месяце.

Начались упорные бои. В июне после наступления по линии железной дороги Лихая — Царицын Мамантов выходит к Волге, к Царицыну. За успехи он назначается генералом Красновым командующим белоказачьими войсками (конной группой Донской армии) на Царицынском направлении. В период весеннего наступления 1919 года уже генерал-лейтенант К. К. Мамантов назначается командиром дивизии.

Командование (второй состав) Донской армии (февраль 1919). Сидят слева направо: начальник штаба Донской армии генерал-лейтенант А.К.Кельчевский, командующий Донской армией генерал-лейтенант В.И.Сидорин, командующий Восточным фронтом, а затем 4-м Донским корпусом, генерал-лейтенант К.К.Мамантов (после его смерти в феврале 1920 года, владелец фотографии нарисовал над его головой крест).

В июне 1919 года он становится командиром 4-го Донского корпуса. Ему даётся задача: выйти в тыл 8-й Красной армии и, заняв Лиски, способствовать окружению ударной группы советских войск под командованием Селивачёва, состоявшей из дивизий 8-й и 13-й Красных армий. В рейд уходила конная группа в 9 тысяч шашек при 20 орудиях.

Фронт противника был прорван у Елань-Колена 28 июля. Однако Мамантов уклонился от исполнения полученной им директивы командования Вооружённых сил Юга России и начал собственный, глубокий рейд по тылам красных. Белоказачья конница последовательно занимает города Тамбов, Козлов, Лебедянь, Елец. По пути разрушаются железные дороги, уничтожаются различные склады, захватывается огромное количество боеприпасов и военного снаряжения. На станции Пушкари взрываются склады, на которых хранилось 200 тысяч артиллерийских снарядов.

4-й Донской корпус по пути сбивает все встававшие перед ним заслоны. Генерал Мамантов включает в свой конный корпус перешедшую на его сторону Тульскую дивизию, а многочисленных пленных красноармейцев распускает «по домам». Белая конница доходит до города Ранненбурга Рязанской губернии.

Обременённый огромными обозами с захваченным добром, корпус не смог двинуться дальше на запад, на пересечение железной дороги Курск — Орёл — Тула — Москва. Именно этого больше всего боялось красное командование. Мамантов поворачивает на юг, занимает Воронеж и южнее его соединяется с 3-м Кубанским корпусом генерала Шкуро.

Специалисты считают, что глубокий рейд белоказачьей конницы мог бы достичь гораздо большего, стратегического успеха, если бы Мамантов сумел сохранить манёвренность своих сил. А. И. Деникин в «Очерках Русской Смуты» писал следующее:

«Мамантов сделал большое дело… но мог сделать несравненно больше: использовав исключительно благоприятную обстановку нахождения в тылу большевиков конной массы и сохранив от развала свой корпус, искать не добычи, а разгрома живой силы противника…»

…После выхода из 40-дневного рейда, Мамантов распускает часть своих казаков по домам в отпуск. Войсковой круг Дона постановил наградить генерала почётным оружием — серебряной шашкой.

Роспуск части корпуса незамедлительно сказался в ходе решающих боёв в районе Воронеж — Касторная. Полки Мамантова оказались далеко не в полном составе. 4-й Донской корпус был разгромленным красной конницей С. М. Будённого. Понесённое поражение привело к началу отступления деникинских войск на юг, хотя ожесточённые бои не прекращались.

Когда в конце ноября 1919 года генерал Врангель вступил в командование Белой армией, он назначил генерала Улагая командовать конной группой, а Мамантова отрешил от должности за «преступное бездействие».

Генерал Врангель

В середине января 1920 года низложенный генерал прибыл в город Екатеринодар, где проходило заседание Верховного круга Дона, Кубани и Терека. Круг готов был, устранив Деникина и Врангеля, передать ему главнокомандование всеми казачьими армиями. Это могло поправить дела на фронтах, так как генерал Мамантов пользовался у казаков огромным авторитетом и смог бы укрепить утраченный в неудачах дух бойцов. Но он заболел тифом и должен был оставаться в госпитале. Благополучный кризис наступил после долгой и тяжёлой болезни. К генералу начали возвращаться силы и консилиум врачей решил, что через два-три дня он мог бы выехать в батумское имение жены. Поэтому его неожиданная смерть поразила всех и вызвала подозрение, что тут действовала злая воля каких-то казачьих врагов, может быть, даже соперников по командованию. Проверить эти подозрения тщательным следствием никто не пытался, хотя профессор Сиротинин, освидетельствовавший его незадолго перед смертью, тоже предполагал отравление.

Генерал Мамантов умер в полдень 1 февраля 1920. Погребён в усыпальнице Екатеринодарского собора св. Екатерины, в Екатеринодаре.

Тайна смерти Мамантова, возможно, отчасти приоткрылась после заявлений его жены Е. В. Мамантовой, опубликованных в журнале «Родимый Край» № 52 (май-июнь 1964 года). Она категорически утверждала, что её муж был отравлен и что яд был вспрыснут ему под кожу в её присутствии, несмотря на её сопротивление, в ночь на 31 января одним из фельдшеров, который тотчас же скрылся из госпиталя. До сих пор остается невыясненным, было ли это действительно так, а если было, то кто руководил действиями тайного агента, белые ли враги генерала или красные.

Во время борьбы против большевиков генерал Мамантов считался одним из лучших руководителей Донской армии. Многие его достоинства, так же как и его популярность среди казаков, а также большое значение его рейда по тылам признавали и его враги. Подобной славой и преклонением у множества простых казаков пользовались лишь немногие начальники-генералы, среди них А.М.Каледин, А.К.Гусельщиков, П.Н.Краснов, А.Г.Шкуро, С.В.Павлов (походный атаман).

Имя Мамантова носил легкий бронепоезд Донской армии — бронепоезд «Генерал Мамантов».

источники:

http://fisechko.ru/100vel/kazakov/79.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мамонтов,_Константин_Константинович

13:40
4560

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Казачьи части которые принимали участие в ВОВ на стороне СССР
Почетные шефы донских полков первой очереди
Об участии Терских казаков в 1-м Кубанском «Ледяном» походе в феврале-мае 1918 года