В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Атаман Дона Африкан Петрович Богаевский

Африкан Петрович Богаевский 8 января 1873 — 21 октября 1934.

 

Один из белых казачьих предводителей в годы Гражданской войны в России родился в старинной станице Каменской Области Войска Донского. Отец его – войсковой старшина Петр Григорьевич Богаевский, участник Севастопольской обороны, был зажиточным — «домовитым» — казаком, постаравшимся дать сыну с редким именем Африкан офицерское образование.

Богаевский-младший сперва поступил в Донской кадетский корпус, находившийся в войсковой столице городе Новочеркасске. Выпускнику-кадету было 18 лет. Затем он через два года оканчивает столичное Николаевское кавалерийское училище, из стен которого выходит в первом казачьем офицерском чине хорунжего.

Службу начинал в войсках столичной гвардии, отдав лейб-гвардии Атаманскому полку Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича шесть лет своей жизни — с 1892 по 1898 год. Успешно выдержал вступительные экзамены в Николаевскую академию Генерального штаба, которую закончил с отличием.

 

То есть, можно сказать, что у Африкана Богаевского начало службы было более чем успешным. В казачьи войска направления он не получил, и до 1914 года, то есть до начала Первой мировой войны, служил на штабных должностях в Санкт-Петербургском военном округе, не теряя, однако, тесных связей с родным Доном.

Боевая биография Богаевского началась в Первую мировую войну. В звании полковника он начал её начальником штаба 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. С октября 1914 года по январь 1915 года донской казак А. П. Богаевский командует 4-м Мариупольским гусарским полком 4-й кавалерийской дивизии.

Всё же фронтовая судьба возвращает его в ряды казачьих войск, вернее, казачьей гвардии. В январе второго года войны он становится командиром лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка. Этот полк состоял из четырёх сотен: 1-й Уральской, 2-й Оренбургской, 3-й, составленной из сибирских, астраханских и семиреченских казаков, и 4-й сотни, составленной их забайкальцев, амурцев и уссурийцев. В марте месяце того же года полковой командир получает чин генерал-майора.

Когда в октябре 1915 года учреждается должность походного атамана Казачьих войск при Верховном главнокомандующем, то начальником его походного штаба был назначен генерал-майор А. П. Богаевский. Атаманом же стал член семьи Романовых — великий князь Борис Владимирович.

Эту должность Африкан Петрович занимал до февраля 1917 года. В марте великий князь по известным причинам подал в отставку. Штаб походного атамана был переформирован в Полевой штаб Казачьих войск, который возглавил генерал Д. Д. Смыгин. Многие офицеры монархических взглядов были уволены со службы.

Генштабиста Богаевского же Временное правительство отправило в войска, на фронт. В апреле он назначается командиром Забайкальской казачьей дивизии. Забайкальцы приняли заметное участие в июньском наступлении русских войск, показав примеры мужества и воинской доблести. Их дивизионный командир был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени.

В августе 1917 года генерал-майор А. П. Богаевский вступает в командование 1-й гвардейской кавалерийской дивизии, сумев в условиях разложения Русского фронта удержать в ней на должной высоте воинскую дисциплину и организованность. Таких армейских соединений, сражавшихся на фронте, к осени того года осталось в рядах русской армии немного.

 

Следует сказать, что Африкан Петрович показал себя на Русском фронте Первой мировой войны одарённым кавалерийским военачальником. За отличное выполнение боевых заданий и личное мужество он был награждён многими орденами. К концу войны в его послужном списке значились следующие орденские награды: Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 2-й, 3-й и 4-й степеней, Святой Анны и Святого Станислава 1-й, 2-й и 3-й степеней, шесть иностранных орденов от союзников России по Антанте. К орденам следует добавить и Георгиевское оружие — Золотую саблю с надписью «За храбрость».

 

Октябрь 1917-го резко изменил судьбу казачьего генерала. Когда на Дон после демобилизации старой русской армии стали возвращаться полки и отдельные сотни, батареи и конвойные полусотни, Богаевский командовал войсками Ростовского района, находясь в подчинении выборного атамана Войска Донского генерала А. М. Каледина.

 

Гражданская война на Дону началась с разгрома калединцев частями нарождавшейся Красной армии. Богаевский встаёт в ряды корниловской Добровольческой армии, и уходит с нею с Дона на Кубань в Первый (Ледяной) поход. В рядах корниловцев успешно командует Партизанским полком, составленным в своём большинстве из разрозненных партизанских отрядов белых казаков-донцов.

 

На Дон он возвратился весной 1918 года, командуя 2-й пехотной бригадой деникинской Добровольческой армии. Когда на войсковом круге Всевеликого Войска Донского войсковым атаманом был избран генерал П. Н. Краснов, авторитетный Богаевский стал председателем Донского правительства. Его должность называлась так: председатель Совета управляющих отделами и Управления отдела сношений с иностранными государствами. То есть одновременно он являлся министром иностранных дел при атамане Краснове.

В августе 1918 года войсковой круг Донского казачьего войска присвоил Африкану Петровичу Богаевскому чин генерал-лейтенанта.

Весной 1919 года наступающая Донская белоказачья армия потерпела ряд поражений и начала отступать. В силу этого в начале февраля войсковой атаман П. Н. Краснов подал в отставку. Войсковой круг избрал на его должность Богаевского.

 

Войсковым атаманом Дона генерал-лейтенант А. П. Богаевский оставался до конца своей жизни, до 1934 года.

В январе 1920 года главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России А. И. Деникин, тоже генерал-лейтенант, назначил Богаевского председателем Южно-Русского правительства.

На всех высоких должностях в Белом движении Африкан Петрович отстаивал интересы казачества. Ему принадлежала идея создания Объединённого Совета Донского, Кубанского и Терского казачьих войск с тремя войсковыми правительствами.

 

«Атаман Богаевский» — броневик Донской армии

Богаевский ушёл в белую эмиграцию из Крыма (туда он попал из Новороссийска), оставаясь в ближайшем окружении Врангеля. Донскому атаману пришлось жить в турецком Констанинополе, болгарской Софии, югославском Белграде, а с 1923 года — в Париже.

Там он активно сотрудничал с руководством Русского общевоинского союза (РОВС). При его атаманском правлении была создана Донская историческая комиссия, издавшая три тома «Донской летописи», известный труд белоэмигранта С. Г. Сватикова «Россия и Дон». Эта комиссия, среди прочего, издавала газеты «Казачьи Думы», «Вестник Казачьего Союза» «Родимый Край», «Казак» и ряд других периодических изданий.

В 1920 году основная масса эмигрировавших казаков Юга России сосредоточилась в Болгарии. София сделалась казачьей «столицей». Богаевский провёл перепись казаков, и организовал Донскую ссудную кассу. Конкуренцию Богаевскому составлял его предшественник на посту Донского атамана П. Н. Краснов, проживавший на тот момент в Берлине. В 1921 году он обратился к казакам-эмигрантам с призывом объединяться в станицы и хутора по месту проживания на Дону. Этот призыв был воспринят с энтузиазмом. В конце 1921 года Краснов обратился к Врангелю с просьбой оказать давление на Богаевского, чтобы тот уступил пост атамана Краснову. Он предлагал сформировать корпус из донских, кубанских и терских казаков для возобновления боевых действий в России весной 1922 года.

 Богаевский с кадетами в Сербии

Врангель, однако, поддержал не Краснова, а Богаевского. Тот, в свою очередь, в декабре 1921 года своим приказом узаконил создание хуторов и станиц, выборы атаманов, хуторских и станичных правлений. Также Богаевский разрешил принимать в донские хутора и станицы кубанцев, терцев и астраханцев. Большой заслугой атамана Богаевского явилось предостережение казаков-эмигрантов от возвращения на родину. Выехавшие в Советскую Россию казаки подвергаются жестоким репрессиям, трагическая участь их известна! — подчёркивал Богаевский в одном из своих выступлений… Штаб Врангеля и командование казачьих частей организовывали в новообразованных хуторах и станицах военные ячейки.

Между тем, Краснов в начале 1922 года обратился к казакам с открытым письмом, призывая их под монархические знамена. Он потребовал от Богаевского распустить «Объединенный совет Дона, Кубани и Терека», подчинить станичных атаманов ему и открыто поддержать курс на возрождение монархии в России. «Объединенный совет» отверг эти требования, заявив, что право устанавливать политический строй в России принадлежит будущему Учредительному Собранию, и что казачество не может участвовать в насильственном установлении республики или монархии в России.

Краснов, при поддержке генералов П. Х. Попова и Яковлева и полковника Грекова, в январе 1922 года начал сбор подписей за созыв Войскового круга, надеясь добиться перевыборов атамана. В феврале съезд состоялся в г. Пловдив, однако «признание» Краснова не состоялось. Более того, возникшие по инициативе Краснова станицы окончательно перешли в подчинение Богаевскому.

Богаевский беседует с британским офицером Ангусом Кэмпбеллом

Параллельно в Софии шли переговоры об участии казаков в возможной интервенции в Советскую Россию. Казачьи представители были против такого участия, полагая, что вернуться на родину казаки могут лишь в результате народного взрыва. Однако Богаевский не мог не считаться с мнением генералов Старикова, Шкуро, Улагая, Агеева и других, которые устанавливали связь с повстанцами и планировали высадку десантов на Черноморском побережье. Тайно поддерживая эти планы, Богаевский уклонялся от организации и финансирования реальных операций.

Весной 1922 года сторонникам Краснова удалось договориться с другими противниками политики Богаевского и Врангеля и собрать подписи, необходимые для созыва Войскового Круга. Однако, Богаевский вновь уклонился от созыва Круга, сославшись на финансовые и политические затруднения. Африкан Петрович Богаевский пребывал войсковым атаманом до самой смерти. Для многих казаков он стал символом, «последним атаманом, избранным на Донской земле».

Умер Африкан Петрович Богаевский 21 октября 1934 года во французской столице. Был похоронен 28 октября на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. После себя он оставил воспоминания «Ледяной поход», которые были изданы в 1963 году на русском языке в Нью-Йорке белоэмигрантским Союзом первопоходников.

В июле 1936 года, на могиле атамана был установлен надгробный памятник, изготовленный на пожертвования казаков.

 

Памятник изготовлен из 4-ёх тонной скалы серого гранита, украшен барельефом донского герба, и византийским крестом. На памятнике золотая надпись : Атаманъ Всевеликаго Войска Донскаго ген.-лейт. Африканъ Петровичъ Богаевскiй. Гроб же находится в склепе, рассчитанном на два гроба. Памятник и могила сохранились по сей день.

источники:

http://fisechko.ru/100vel/kazakov/84.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Богаевский,_Африкан_Петрович

14:50
6339

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Донское казачество в изгнании
Государство, провозглашенное Кругом Спасения Дона
Генерал от кавалерии, войсковой атаман Донского казачьего войска Пётр Краснов
Поход донских частей Белой армии в Сальские степи зимой—весной 1918 года