Енисейские казаки
Енисейские казаки — небольшая община, являвшаяся изначально отраслью
сибирских казаков, возникшей из служилых казаков, остатков дружины Ермака и
различных выходцев Московского государства, из местных инородцев и тому
подобное. Своё название они получили от городков или "острожков" на
реке Енисее, служивших главным местом их жительства; находясь в подчинении
воеводам, управлявшим городами по наказам Сибирского приказа, енисейские казаки
в первое время, то есть во 2-й половине XVI века, состояли под командою голов,
сотников, пятидесятников и десятников, назначавшихся воеводами из их же среды, поселявшихся
в верховьях реки Енисея.
Памятной датой для енисейских казаков является 1619 год, когда сибирские казаки из Тобольска Пётр Албычев и Черкас Рукин «сотоварищи» заложили Енисейский острог, ставший опорным пунктом для продвижения «землепроходцев» на реку Лену и дальше к востоку. Число их было невелико (100 человек) и выступали они под предводительством московского воеводы. Главной их обязанностью был сбор ясака с местных тунгусов, который поступал в амбар. Для улучшения сбора ясака была введена система заложников-аманатов.
Енисейский острог
Но через несколько лет оказалось, что одного небольшого
укрепления здесь мало и что путь на восток не достаточно обеспечен с юга.
Поэтому местный воевода отправился в Москву с просьбой поставить и второй
острог. Он там докладывал в «Казанском дворце»: «А только де того нового
острогу ставить не послать, и в Енисейском остроге без прибавочных людей быть
не уметь, для того что Енисейский острог место дальнее, за всеми сибирскими
городы украинный город, и приходы к нему воинских людей частые, да и
государевых ясачных людей, которые платят в Енисейский острог ясак, - тем
енисейским служилым людям, 100 человекам, уберечь от воинских людей немочно».
13 декабря 1626 г. из Москвы в Сибирь пошел приказ: «Велено
в Сибири, в Тобольску и в иных сибирсках городах для тое посылки в Качинскую
землю на Красный Яр прибрати четыре человека атаманов, да четыреста человек
казаков... на том Красном Яру на реке на Енисее поставить острог, а послать тех
ново-приборных атаманов и казаков из Тобольска в ту Качинскую землю, указал государь,
с Андреем Дубенским».
Однако, свободных Казаков и атаманов в Сибири тогда удалось набрать только 505 человека и эти служилые люди, перенося большие лишения и голод, отражая нападения местных Татар, построили к зиме 1628 году Красный острог, - будущий Красноярск на Енисее, первым воеводой которого стал Андрей Дубенский.
Красноярский острог
Главной опасностью для казаков были нападения енисейских
кыргызов и сибирских татар. Енисейская земля стала плацдармом для дальнейшего
освоения Сибири, однако её административным центром оставался Тобольск, откуда
посылались воеводы. Казаки передвигались небольшими ватагами по 30 человек
вдоль рек. В 1621 году был основан Ачинск, а в 1631 году Братск (атаман Максим
Перфильев) и Илимск (Иван Галкин). Отсюда енисейские казаки под предводительством
Петра Бекетова предприняли походы в Якутию (1632) и Забайкалье (1649).
Таким образом енисейские казаки выделились из Сибирских в
первой четверти семнадцатого века.
От енисейских казаков отпочковались якутские казаки. Енисейским казаком числился уроженец Устюга Семен Дежнёв, достигший в 1648 году берегов Берингова пролива.
Семен Дежнёв
Потомки прежних донских казаков пришли сюда с новых мест
своего расселения: из Зырянской земли, из северных русских городов Вычегды,
Ваги, Холмогор, Устюга, Вятки, Казани и др. В Енисейском и Красноярском
острогах, а также в окруживших их деревнях были поселены и Днепровские Казаки -
Черкесы, которые попадали в Сибирь как пленные или ссыльные. Иные из Казаков
приходили сюда с семьями, другие брали себе жен из тех же казачьих семей или
женились на чужеземках. За расовой чистотой казачьих сотен, в большинстве случаев,
следили сами воеводы. Опыт показал им нецелесообразность «прибора» людей
неказачьего происхождения: «А есть, государь в Красноярском, - писал Игнатий
Башковский, - при прежних воеводах поверстанные в казачью службу, многие из
гулящих людей... а таким, государь, гулящим людям в казачье службе быть
незобычно». Он предлагал вместо них поверстать членов казачьих семейств: «А в
тех гулящих людей места в казачью службу в Красноярском недорослей и казачьих
детей и братьев и племянников верстать есть кого». О том же ходатайствовали
сами Казаки и их просьба однажды уже была выполнена в 1680 году, когда
последовал указ об устранении из сотен всех иногородних: «Которые люди верстаны
из тяглых людей в службу из пашенных крестьян и из посадских и из гулящих людей
и казачьи послуживцы», а также «которые верстаны на службу из иногородних
служилых людей», - все должны быть «от службы отставлены», а в их место
верстать казачьих детей, братьев и племянников родных». Одновременно с этим, многих
«воровских» Казаков присылали сюда из ссылки на поселение в качестве пашенных
крестьян. Их удаляли из казачьей среды, расказачивали, но судя по актам они все
же не теряли прежних племенных связей. Е. К. старались сохранить старые
традиции равенства, родственной и общественной близости в службе, но с годами и
среди них стала создаваться своеобразная служилая аристократия. Семьи
Потылициных, Ковригиных, Терских, Кольцовых, Тюменцевых выдвигались из
поколения в поколение на должности старших и младших начальников. Они
пользовались авторитетом и влияниями, не только у своей меньшой братии, но и у
воевод. Особенно заслуженные получали от царя звание «детей боярских». Среди
других это звание имели Василий Многогрешный, ссыльный черниговский полковник.
брат опального гетмана и два члена атаманских семей Яков Мстиславович Кольцо и
Константин Родионов.
Русским воеводам должны были подчиняться все енисейские казаки, хотя они
не раз бунтовались и отдельными партиями уходили дальше на восток. Вообще же,
по cловам историка, «в условиях военного стана, хозяином положения всегда было
«войско» с его своеобразным строем военного товарищества».
Гарнизоны енисейских казаков должны были защищать возникающие города и деревни, охранять ясачные племена от нападений их противников, участвовать в сборе ясака, сопровождать в крупные центры, а иногда и в Москву, «соболиную казну», «нести отъезжие караулы» и «дальние проезжие станицы», «гонять» с отписками и донесениями.
Река Енисей
Такой порядок их служебного и общественного строя оставался
неизменным до XIX в., когда енисейские казаки были подчинены ведению Иркутского
генерал-губернатора, который считался также Наказным атаманом Войск Енисейского
и Забайкальского. Войсковое правление енисейских казаков находилось в Красноярске. Оно
ликвидировано в конце прошлого века, после чего станицы и поселки начали
получать наряды непосредственно из генерал-губернаторства и должны были
выставлять из очередных служивых трехсотенный Дивизион, несший службы конвоя, а
также охраны дорожных трактов и участка границы с Монголией.
В 1822 году енисейские казаки, согласно «Устава о Сибирских
городовых казаках» перешли в разряд городовых казаков, из них был образован
Енисейский городовой казачий полк. Тогда же казаки были разделены на полковых и
станичных. К первым, вошедшим в состав полка, были отнесены казаки, не успевшие
обзавестись прочным хозяйством, или те, которые должны были отправлять службу в
местах, отдалённых от постоянного места жительства. Те же, которые обзавелись
хозяйством, были зачислены в разряд станичных, отбывавших различные повинности
только в местах своего проживания. Те и другие были оставлены в ведении
гражданского начальства и причислены к составу губернской полиции.
Общее начальство над енисейскими казаками было вверено
гражданским губернаторам; непосредственное управление полковыми казаками
принадлежало полковому атаману. Станичные казаки были подчинены ведению земских
исправников. Служебные обязанности казаков состояли, помимо охранения
спокойствия и безопасности в местах, ими занятых, в выполнении различных
поручений гражданского начальства по части земской полиции. В награду за эту
службу, заканчивавшуюся только при полной неспособности к ней, казакам было
определено отвести земельные наделы по 15 десятин на человека. Полковым
казакам, сверх того, полагалось солдатское провиантское довольствие и фураж, a
при дальних командировках — и жалованье. Станичным казакам жалованье не было
определено, но зато они получили освобождение от всех государственных податей,
денежных земских сборов и, сверх того, право беспошлинной меновой торговли с
пограничными народцами. Наконец, за теми и другими казаками были сохранены
земельные участки, отведённые им ранее в собственность. В каком положении
находились енисейские и другие казаки Восточной Сибири в 1833—1837 годах, можно
видеть из отчёта генерал-губернатора Броневского:
«Казаки эти не имеют должного устройства, почти не вооружены
и почти пешие; содержание от казны получают самое скудное, но на службу по
городской и земской полиции употребляются беспрерывно; многие без домов и
хозяйства, долженствующего поддержать существование их и семейств их. Такое
положение привело многих в нищету и требует всего внимания к их положению».
Результатом этого доклада были передача енисейских городовых
полков в военное ведомство. В 1851 году из казаков Енисейского городового полка
и станичных казаков Саянской и Абаканской станиц был составлен Енисейский
казачий конный полк. На усиление его состава были обращены несколько местных
поселений казённых крестьян, вместе с проживавшими в них отставными солдатами.
На полк было возложено содержание караулов и разъездов в городах и около
заводов, конвоирование арестантов и казённых транспортов, поимка беглых и
другие обязанности полицейского характера. В то же время Енисейский казачий
конный полк был соединён с Иркутским казачьим конным полком в бригаду. В 1864
году, для улучшения организации караульной и этапной службы в Иркутской и
Енисейской губерниях были учреждены местные команды регулярных войск.
Однако это не могло удовлетворить особых потребностей местной службы, требовавшей, наряду с пешими, конных войсковых частей. Ввиду этого, хотя с учреждением местных команд и возник вопрос об упразднении Енисейского казачьего полка, местное начальство находило возможным предоставить казачьему населению, с переходом в гражданское ведомство, сохранить за собой свой исконный способ отбывания воинской повинности путём выставления ежегодно конных казаков или милиционеров. В 1871 году Енисейский казачий полк был упразднён, и весь состав его, за исключением урядников и казаков, был обращён в крестьян, лица же, оставшиеся в казачьем сословии, составили отдельную Красноярскую казачью сотню.
Енисейские казаки. Красноярская казачья конная сотня, 1880 год
В 1900 году издано положение о мерах к завершению
поземельного устройства чинов и населения упразднённого Енисейского казачьего
конного полка. В Русско-японскую войну 1904—1905 годов казачьим населением
Енисейской губернии выставлен Красноярский казачий дивизион в составе трёх
сотен.
25 мая (8 июня) 1917 года на Первом съезде енисейских казаков в Красноярске было принято решение об образовании Енисейского казачьего войска. Вскоре Совет Союза Казачьих войск принял Енисейское казачье войско своим полноправным членом. 6-м Чрезвычайным Большим кругом Енисейских казаков, состоявшимся в августе 1919 года в Красноярске, было установлено гражданское управление Енисейским казачьим войском, утверждённое войсковым атаманом генералом Поповым в октябре 1919 года. Их община в 25-30 тысяч душ выставила в армию Походного атамана Сибирских казачьих Войск одну конную бригаду.
Енисейские казаки. 4-й войсковой круг Енисейское казачье войско. 1919 год
В 1920 году Енисейское казачье войско, как и все казачьи
войска, было упразднено Советским правительством.
В постсоветское время началось возрождение енисейского
казачества. В 1997 году был одобрен устав Единого Енисейского казачьего войска.
К настоящему времени штаб-квартира войска находится в Красноярске, численность
составляет около 7 тысяч человек.
источники:
Казачий словарь-справочник, А.И. Скрылов, Г.В.Губарев
https://ru.wikipedia.org/wiki/Енисейские_казаки
Комментарии