Проводы казаков и встреча их со службы
Важным обрядом для
казаков были проводы и встреча со службы. Этот обряд создали военная жизнь и
воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со
службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое, еще в XVII в., когда
совершались сухопутные или морские походы за «зипунами».
По описанию
К.К.Абаза: «Особенно часто схватывались казаки со своими ближайшими соседями,
азовцами. Тут они придирались к каждому пустому случаю, чтобы учинить
"размир". Например, азовцы, поймавши где-нибудь на промысле казаки,
остригутъ ему усы и бороду; немедленно начиналась война. Бывали случаи, что в
день заключения перемирия происходил и разрыв. Казаки нисколько не дорожили
миром, потому что война доставляла им "зипуны", т. е. кормила их, …
война обогащала их, прославляла по чужим землям. Частые войны и вечно тревожная
жизнь порождали в казаках удаль. Удальцы никогда не переводились на Дону».
В XVI в. для того,
чтобы организовать поход, достаточно было казаку выйти на майдан посреди
станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и
прокричать: «Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море аль на Черное
поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями, на Волгу-матушку рыбки
половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей или в Сибирь пушных зверей
пострелять!..».
Узнав о походе, казаки деловито обсуждали все до мелочей: когда и где собираться, каким путем двигаться и что с собой брать. В старину все делалось по обычаю, завещанному предками. Выйдя из дома, надо было проститься с соседями и попросить их позаботиться о покидаемых семьях, затем отправиться в церковь, куда вслед за ними члены семьи несли вооружение, а жены выводили на площадь коней. У храма казаков встречал батюшка, служил напутственный молебен, после чего окроплял святой водой воина, его оружие и коня.
Из церкви казаки во
главе с батюшкой шли на кладбище. Там совершалась общая панихида по усопшим, и
каждый казак, припавши к родной могиле, просил благословение родителей.
Обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери
либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, вешали к кресту на грудь.
Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на
грудь.
По описанию К.К.
Абаза: «Когда, наконец, наступала пора садиться в седло, жена кланялась коню в
ноги с приговором: "Несись, родной, с ним в бой, принеси его назад
живьем-здоровым". Мать благословляла образом, отец, вручая сыну пику,
говорил: "Вот тебе моя пика. Древко может сломаться, но копье привози
домой, пригодится и твоему сыну". Если
же казак был уже совсем взрослый и отец его уже умер, то пику ему подавал сын
или племянник. В песнях донских так и пелось:
Жена коня подводит
мужу,
Племянник пику подаёт.
Переходя Дон,
станичники черпали священную для них воду, мочили ею голову, утирали лицо,
глаза и потом, поклонившись земле и помолясь на Божий храм, направляли коней в
придонские степи».
Для морских походов
казаки готовили челны, которые обычно делали из липовых колод. Их распиливали
пополам, затем выдалбливали середину, с боков прикрепляли ребра, а по обоим
концам - выгнутые кокоры. Для большей устойчивости эти неуклюжие «посудины»
обвязывались пучками камыша. Челны нагружали запасом пресной воды и казацкою
снедью: сухарями, просом, толокном, сушеным мясом, соленой рыбой. Выряжались в
поход налегке, одевались бедно, вооружались ручными пищалями, копьями, саблями.
В больших походах возили с собою фальконеты - длинные малокалиберные орудия,
стрелявшие со станков свинцовыми ядрами. "На ясном железе глаз
играет", - так говорили бывалые казаки.
Затем все воинство
собиралось у часовни помолиться Николаю Чудотворцу, оттуда - на площадь, где
пили прощальный ковш вина или меда. На берегу еще выпивали по ковшику и, наконец,
рассаживались в лодки, по 40-50 человек в каждой. Во время похода существовал
«сухой закон», пить строго-настрого запрещалось.
На берегу запевали
взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из
виду... Вдали от родины, на далекой
чужбине казаки составляли военное братство: они помогали друг другу в нуждах,
делили между собой радости и горе, последнюю копейку или сухарик, умирали друг
за дружку. Старые казаки поучали молодых выручать товарища из беды, где бы
таковая ни приключилась - на аванпостах ли, в схватке, в преследовании - все
равно, "клади душу за своего". Они же ревниво следили и за добронравием
молодых. По всем этим причинам казаков одной и той же станицы никогда не
разбивали по разным сотням, и в сотне ставили их подряд, не по ранжиру. Каждый
казак боялся чем-нибудь худым опозорить свою станицу, опорочить честное имя
отцов, которое он почитал наравне со святою хоругвью. Бывали случаи, что
оплошность односума товарищи искупали кровью. В XIX в. в обряде происходят
изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят
не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого.
Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».
После благословения
отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей,
говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка!
Прости, милый друг (обращался к жене), жди меня, быть может, Бог даст —
вернусь!".
Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, при этом говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.
Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.
Станичники заранее
знали, когда казаки возвращаются со службы. Дома тщательно готовились к
встрече. Убирали курени, мыли их внутри и снаружи.
Когда казак въезжал
на родное подворье, его встречала вся родня. Сняв фуражку и перекрестившись,
казак входил в родной дом. Крестился перед святым углом, делал три земных
поклона и целовал иконы, повторив это троекратно. Затем обнимал отца, отца и
лишь потом жену.
Погуляв и отдохнув с недельку, казак принимался за мирные занятия хозяйственной жизни. Но всегда при этом, казак был готов по первому приказу атамана двинуться в поход.
Защита родной донской земли и России всегда были для казачества делом чести, пропитанным огромным чувством патриотизма. Сабли на Дону не ржавели, удаль и отвага не вымирали. От отца к сыну, от деда к внуку переходил один и тот же завет: любить родную землю, истреблять её врагов.
Комментарии