В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

День Добровольца

фотография:
День Добровольца

На первом съезде Союза Добровольцев Донбасса, в 2015 году, было предложено ввести 6 мая памятную дату — День Добровольца. Этот праздник решено было приурочить ко Дню Святого Георгия Победоносца, который со времен Куликовской Битвы считается покровителем Русского Воинства.

И пусть праздник не является официальным, эта дата имеет сакральный смысл для многих, особенно участников ополчения в Донбассе. После трагедии в Одессе второго мая, после шока и негодования по поводу случившегося, Русский Мир сжал кулаки и решил обороняться. Одновременно и независимо друг от друга, к этой дате сформировались первые будущие батальоны ополчения, к этой же дате в России стали самоорганизовываться граждане и создавать «второй фронт» — для помощи в тылу.

В День Святого Георгия-Победоносца помянем тех, кто пал в бою, скажем спасибо тем, кто исполнил долг собственной доброй воли, совести и чести и поддержим тех, кто сегодня и сейчас не оставил своих боевых позиций.

Добровольческое движение неразрывно связано с тысячелетней историей Руси.

Первое задокументированное участие русских добровольцев это Грюнвальдская битва в 1410 году. Как описывает это историк Ян Длугош, «В этом сражении русские рыцари Смоленской земли упорно сражались, стоя под собственными тремя знаменами, одни только не обратившись в бегство, и тем заслужили великую славу».

Русские добровольцы под предводительством Ермака и других «батек-атаманов» присоединили к России значительную часть её территорий.

20 августа 1598 года у реки Ирмень казачья добровольческая дружина воеводы Андрея Всеволодовича Воейкова на голову разбила войско хана Кучума, огнём и мечом насаждавшего ислам в Западной Сибири. Однако Кучуму и его мурзам удалось сбежать вниз по Оби. В погоню отправился сотник Жареный с тремя десятками казаков и настиг поработиля близ современного ОбьГЭСа. Сибирь окончательно вошла в состав России.

4 ноября 1612 года — когда государство, считай, пало, а элита отреклась — нижегородский купец Кузьма Минин возглавил ополчение земляков, призвав их ничего не пожалеть ради освобождения Родины от польских захватчиков.

Согласно «Истории России» Сергея Соловьева, его призыв к жителям Нижнего Новгорода звучал просто и ясно: «Захотим помочь Московскому государству, — так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего…».

И разве кого-то удивит тот факт, что про геройские поступки первых русских добровольцев не только читали в книжках наши прадеды, но и учат на уроках наши дети? Россия может менять названия и строй — но суть народного сопротивления поработителю остается неизменной в веках.

В 1821 году началась национально-освободительная борьба в Греции (с которой у России давние исторические, религиозные и культурные связи), русские добровольцы пришли в помощь братьям по православной вере.

В рядах греческого сопротивления сражалось несколько сотен русских, как из числа отставных военных, так и гражданских добровольцев. Кроме непосредственно военной помощи русские также собирали средства в поддержку восставших и заботились о греческих беженцах.

Вскоре после этого началась национально-освободительная борьба в Италии. В 1833 году молодой Гарибальди вступил в организацию «Молодая Италия».

Первое восстание было утоплено в крови, но спустя несколько лет разгорелось с новой силой, и при поддержке примерно пятидесяти русских добровольцев Гарибальди взял под контроль Сицилию.

Интересный сюжет связал судьбы Российской империи и Соединенных Штатов Америки во время гражданской войны в США.

Сюжет этот связан с именем полковника Русской армии Ивана Турчанинова, который в США известен под именем Джона Турчина.

Благодаря военным познаниям Турчанинова, полученным им еще в русской армии, он еще в кампании 1861 года сумел превратить свой полк в одну из самых боеспособных частей северян, и вскорости получает под командование целую 8-ю бригаду.

Впоследствии его бригада тоже славится железной дисциплиной и выучкой, что позволяет ему одержать блестящие победы над южанами при Чикамоге и Чаттануге.

Турчанинов стал единственным русским, получившим звание генерала армии Соединенных Штатов Америки, и его могила до сих пор содержится за счет американского государства, как захоронение одного из героев Гражданской войны.

В 1875 году на Балканах вспыхнуло сербско-хорватское восстание против оттоманского владычества. Славянские комитеты в России собрали в помощь восставшим свыше полумиллиона рублей золотом. Командующим сербской освободительной армией даже стал русский генерал Михаил Григорьевич Черняев.

В какой-то момент царь Александр Второй официально разрешил офицерам выходить в отставку, если они хотели отправляться добровольцами на помощь сербским братьям.

К концу войны общее число русских добровольцев на Балканах доходило до семи тысяч человек.

Когда Великобритания в 1899 году начала англо-бурскую войну, то и туда, в далёкую Южную Африку поехали добровольцы.

Добровольцы ехали со всей Европы, общее число их превышало 2,5 тысяч человек (то есть составляло примерно десятую часть всей бурской армии). Из них по документам число русских добровольцев составило 225 человек (всё же гораздо дальше добираться, чем до Сербии).

В двадцатом веке русское добровольческое движение не иссякло.

В годы Первой Мировой тысяси мужчин уходили на фронт добровольцами, женщины- сёстрами милосердия.

В 1932 году примерно 80 русских белогвардейских эмигрантов приняло участие в самой кровопролитной войне двадцатого века в Латинской Америке – парагвайско-боливийской войне на стороне Парагвая. Причём русский генерал Иван Беляев стал начальником Генерального штаба Парагвая.

Что забавно, противостояли им примерно 120 немецких наёмников, нанятых американской компанией «Стандарт Ойл» для усиления боливийской армией.

В трёх сражениях (штурме крепости Бокерон, защите города Нанава и битве при Эль-Кармене) русские наголову разбили немцев, после чего командовавший боливийскими войсками генерал Кундт был отправлен в отставку.

В 1936 году уже советские добровольцы численностью в 2065 человек (и ещё несколько сотен человек из числа белых эмигрантов) участвовали в гражданской войне в Испании против фашистского режима Франко и его союзников.

Более двух сотен из них погибло. 59 получило звание Героя Советского Союза.

В 1937 году 712 советских добровольцев (в основном лётчики и авиамеханики) участвовало в японо-китайской войне на стороне Китая.

И, конечно, русские добровольцы участвовали в гражданской войне в Югославии, начатой в 1992 году. Из-за тяжёлого кризиса (экономического, политического, ценностного) в России в то время, всего несколько сотен (до 700 человек) русских смогло участвовать в тех событиях.

В нынешнем, двадцать первом веке русские добровольцы участвуют в гражданской войне на Украине и в борьбе с террористами в Сирии.

Феномен народной войны и добровольного самопожертвования — по зову сердца и, тем не менее, в яростном и четком осознании неизбежности такого выбора — всегда был особенностью нашего народа. Национальный русский характер, сформированный в суровых условиях северо-востока Европы, не подразумевал иного варианта выживания.

Одиночки-эгоисты, которые бросали соплеменников и однополчан, пытаясь спасти свою шкуру, обычно погибали безо всякой чести и славы.

Они находили смерть либо от рук многочисленных противников, либо же просто от суровых условий среды обитания, в которой совместная борьба против холода, голода, лишений и внешних врагов всегда была залогом общего выживания.

Примерно та же участь зачастую ожидала и тех, кто пытался выжить в условиях оккупации, смирившись с присутствием врага на собственной земле, в родном доме.

Нравственный выбор среднестатистического европейца в такой же страшной ситуации обычно совершенно иной — достаточно проследить историю оккупированных фашистами Франции, Норвегии, Дании, Голландии.

Все эти нации прекращали вооруженное сопротивление агрессорам на следующий день после подписания официальной капитуляции — и эпизоды с французским Сопротивлением скорее подтверждают такой «рациональный», но непонятный русским выбор пути предательства и коллаборационизма.

По сути дела, только история антинаполеоновского восстания в Испании да еще партизан Югославии времен Второй мировой войны может сравниться по накалу противостояния с русскими и советскими сюжетами.

Большая же часть европейских или азиатских наций обычно выбирала путь тихого подчинения агрессорам и сотрудничества с оккупантами.

Безусловно, большая часть сюжетов о русских добровольцах, партизанах, героях — это история защиты родной земли.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин и Денис Давыдов, Зоя Космодемьянская и Матвей Кузьмин — эти имена навечно пребудут в зале славы русского оружия и русского добровольческого движения.

Без этих героев, как и без сотен и тысяч других добровольцев, история России, наверное, была бы совсем иной. Впрочем это, скорее, сослагательное наклонение — у нас нет «иной России» или «других русских». Это действительно так — как бы ни хотелось сейчас многим врагам и предателям создать совсем иной образ России, в которой уже нет, мол, ни великих целей, ни колоссальных свершений, ни эпической истории. Все это есть, никуда не ушло, пребывает с нами.

Русская идея — идея мировой справедливости, идея защиты родной земли и борьбы за права угнетенных и обездоленных во всем мире — эволюционировала всю эту тысячу лет. Она вела разрозненные племена северо-востока Европы от удельных княжеств и небольших городов, через рубежи Московского государства, Руси, России — к тем вершинам, которые страна смогла достичь в XX веке.

В советское время идея добровольцев, уходивших защищать Родину не по повестке, а по зову сердца, достигла, пожалуй, своей высшей точки.

Миллионы советских добровольцев стали теми людьми, которые помогали революционной Испании, освобождали Европу от фашизма во Второй мировой войне, несли идеи социальной справедливости, равенства и братства по всему миру.

Китай и Монголия, Корея и Вьетнам, Ангола и Куба, Сирия и Египет — таков неполный список мест на планете, где советские люди, по велению сердца и руководствуясь внутренним голосом, совершили несчетное множество мирных дел и военных свершений, помогая тем, кто нуждался в их помощи и защите.

Советский период оказался естественным продолжением многовековой истории России, периодом, в котором наши добровольцы буквально «перекроили карту мира», вернув свободу странам Азии и Африки, остановив фашистскую реакцию в Латинской Америке, освободив от гитлеризма страны Европы. Все лучшее, чего достиг русский народ на протяжении тысячи лет, в советский период было сохранено и приумножено.

Но даже такая геополитическая катастрофа, как развал Советского Союза, не смогла уничтожить феномен русского добровольческого движения. Время хаоса и бури, вызванное распадом единой страны, вызвало к жизни новый образ русского добровольца, очень похожего на типажи Минина и Сусанина. Это человек, который готов сражаться буквально в одиночку, без поддержки своего государства, часто зная, что никакой «помощи с Большой земли» ему не дождаться.

И это совсем новая история, мемуары о которой будут написаны, хочется верить, уже скоро.

Тогда миллионы людей придут к памятникам героям Приднестровья и Абхазии, Южной Осетии и Чечни, Таджикистана и Нагорного Карабаха, Сербии, Сирии, Крыма и Донбасса.

А герои встретят их с открытыми ладонями и скажут: «Я ничего не забрал с собой, но оставил миру всю свою жизнь».

Тип статьи:
Авторская
966

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!