Когда последний доллар скажет «прощай»
Уход с ведущих позиций доллара, валюты, которая долгое время фактически правила миром, – перспектива весьма неоднозначная. Да и вообще, состоится ли в обозримом будущем прощание с долларом, пока не сможет сказать даже новый Нострадамус, явись он вдруг.
Понятно, что это случится не скоро и не сразу, тем не менее тренд уже налицо. И уже не так важно, надо ли записывать Россию в авангард тех, кто решил избавиться от всесилия американской валюты.
Самое удивительное, что сегодня заставил потесниться доллар коммунистический Китай с его юанем — валютой, долгое время плотно привязанной как раз к доллару. Этого вполне можно было ожидать от евро, значительно раньше, да и то, с большой натяжкой – от рубля вместе с валютами стран социалистического лагеря.
На юань в этом плане никто не ставил в первую очередь потому, что сбыт китайских товаров даже в те страны, где вполне могли обходиться без доллара, изначально осуществлялся именно за доллары. К тому же юань всегда жёстко контролировался эмитентом — Народным банком Китая, который многократно девальвировал или ревальвировал юань без всяких консультаций с ФРС – федеральной резервной системой США.
В какой-то момент за океаном, похоже, наконец-то осознали, что медленно, но верно превращаются не только в рынок сбыта товаров из Поднебесной, но по сути — в экономический придаток Китая, который вот-вот продиктует свои правила игры даже в сфере высоких технологий – этой вотчине крупнейших корпораций США. Складывается впечатление, что именно после этого США и пришлось пойти на объявление торговой войны глобальному конкуренту. Более того, этим и объясняется та неожиданно мощная поддержка, которую оказал в избрании президента-прагматика Дональда Трампа большой бизнес.
Но, похоже, что при этом ФРС, не афишируя этого слишком явно, делает ставку на серьёзное ослабление позиций доллара. Понятно, что это не только поможет американскому бизнесу занять лучшие позиции в конкурентной борьбе, а также снизить стоимость долларового государственного долга. Именно с такого ракурса можно оценить почти полное безразличие ФРС к уже вполне отчётливой тенденции вытеснения доллара как из торгового оборота, так и из государственных резервов практически по всему миру.
В том, что именно в этом отношении Россия оказалась в авангарде, сейчас уже ни у кого нет сомнений. Причём у нас уже никто не пытается делать вид, что курс на дедолларизацию – это что-то вроде краткосрочной компании без особых надежд на действительно серьёзные перемены. О полном отказе от вложений в долларовые активы в России по-прежнему нет и речи, но Минфин и Центробанк, надо отдать им должное, стали руководствоваться принципом – переводить в доллары только те средства, которые не находят иного применения.
Дело обстоит именно так, о чём свидетельствует данные финансовых отчётов, в которых, в отличие от статистики, ошибки практически исключены. Так вот, «Обзор деятельности Банка России по управлению активами в иностранных валютах и золоте» однозначно свидетельствует, что одним из крупнейших объектов для вложений золотовалютных резервов России (ЗВР), фактически становятся активы в юанях.
Ещё осенью 2017 года на долю китайских госбумаг приходилось меньше одного процента ЗВР (не более четырех млрд долларов). Показатель, который был обнародован год спустя, составил уже 13,6 процента, то есть 62,5 миллиарда долларов. При этом, общий объём российских золотовалютных резервов по итогам 2018 года составил 466,9 млрд долларов. В результате более чем пятнадцатикратного роста китайские гособлигации КНР сразу вышли на третье место по сумме среди активов в портфеле Банка России, опередив не только американские бумаги, но даже суверенные бонды Германии (12,2 процента). Впереди китайских ценных бумаг на сегодня — только французские (15,1 процента) и монетарное золоту (16,6 процента).
Когда последний доллар скажет «прощай»
Эксперты считают, что доля юаня в резервах Банка России за последние месяцы продолжала расти, так как заметно рос внешнеторговый оборот двух стран, и скорее всего, будет расти и дальше. В 2018 году рост российско-китайской торговли составил 27,1 процента и существенно превысил 100 млрд долларов. Из-за того, что никакого перемирия или затишья в американо-китайской торговой войне не ожидается, в нынешнем году темпы роста могут оказаться ещё выше.
Совсем недавно, в феврале, китайское правительство разрешило российским компаниям поставлять в КНР мясо птицы. И это после 15-летнего перерыва, когда основными поставщиками были, разумеется, американские компании. Многие отечественные производители свинины и молочных продуктов также ждут, что для них вскоре откроется практически неисчерпаемый китайский рынок, так как Пекин после достаточно долгих обсуждений в партийных верхах ввёл импортные пошлины на сельхозпродукцию из США.
Характерно, что Пекин не только продолжает отказываться от американских товаров в пользу российских, но и практически свёл к нулю расчёты с Россией по большинству товаров. Исключение для нефти и газа остаётся в силе пока только в силу того, что долларовые расчёты в данной сфере по-прежнему являются традиционной практикой. Однако, традиции, как известно – это не догма и даже не закон.
При этом китайские партнёры приложили немало усилий к тому, чтобы ряд российских банков смогли оперативно подключиться к китайской системе CIPS (China International Payments System). Это не только позволило упростить процедуру маршрутизации платежей, но и избавило представителей бизнеса двух стран от ненужных сношений со сторонними, прежде всего американскими регуляторами.
Параллельно с этим Банк России успел создать свой аналог небезызвестной системы SWIFT — систему передачи финансовых сообщений (СПФС), уже представленную в Китае. Несмотря на то, что система ещё не готова полностью заменить SWIFT, в Центральном банке отметили, что автономия в двухсторонних расчётах не только позволяет облегчить обслуживание товарооборота между Россией и Китаем, но и предоставляет возможность обходиться во взаимных расчётах без долларов.
Нельзя не отметить, что российско-китайские антидолларовые меры идут практически параллельно с тем, что предпринимают традиционные союзники Вашингтона. Так, в последние дни марта стало известно, что после анализа всех мнений Еврокомиссия должна разработать рекомендации по постепенному отказу от использования доллара. Это сенсационное заявление постарались не заметить как европейские, так и российские деловые СМИ, что впрочем не должно удивлять в силу их сугубо «долларовой» ангажированности.
Германия и Францией, а также присоединившаяся к ним, невзирая на Brexit, Великобритания задумались над тем, как обходить разного рода санкции, которые поставила на поток администрация Трампа. В этом отношении европейских партнёров, в первую очередь, конечно, беспокоили санкции против Ирана, в развитие отношений с которым они успели вложиться уже на сотни миллиардов евро – прежде всего, в расчёте на расширение потенциального рынка сбыта, а также колоссального потенциального источника поставки углеводородного сырья.
Однако, сам механизм разрабатывается, как универсальный, и должен помочь обходить не только антииранские, но и антироссийские санкции. Не случайно в число рекомендаций, которые сделала Еврокомиссия, должно войти широкое применение так называемого «механизма поддержки торговых обменов» (Instrument for Supporting Trade Exchanges, INSTEX).
Пока этот механизм предусматривает, что платежи за нефть или другие товары, импортируемые из Ирана европейцами, будут зачисляться на счет специально созданной компании. Она же будет закупать в Европе товары и услуги для иранской экономики и отправлять в Тегеран. Стоит ли объяснять, что «универсальный» механизм вполне может быть использован и так, чтобы заменить Иран на Россию, а Тегеран – на Москву.
К тому же, в качестве главного принципа работы INSTEX уже названа анонимность контрагентов: компания не намерена раскрывать партнёров в Европе, что избавит их от угрозы попадания под вторичные санкции со стороны США. В коротких комментариях Bloomberg к предложению Еврокомиссии особо отмечено, что «при расчётах через механизм INSTEX не будут использоваться доллары, чтобы американское казначейство не могло отследить их движение. Операции в евро или фунтах не будут видны американским властям».
О создании INSTEX было официально объявлено ещё в конце января, но сведения о её практическом использовании до сих пор нигде, даже в Тегеране, хотя в том же Bloomberg считают, что ждать осталось совсем недолго, тем более, что Вашингтон уже в мае планирует ужесточить санкции против Ирана. В первую очередь будет сокращён список стран, которым разрешено покупать иранскую нефть. Среди прочих, запрет, очевидно коснётся Италии и Греции — последних представителей Евросоюза в списке льготников. Евросоюз имеет полное право расценить очередные санкции США против Ирана как объявление локальной торговой войны, но практичные европейцы, похоже, предпочитают более тонкие механизмы. И механизм INSTEX – это один из них.
Еврокомиссия в последние дни успела сделать ещё один жёсткий выпад против доллара. И он вполне может носить куда более широкий характер, чем ограниченная борьба за право торговать с Ираном. СМИ сообщили, что 31 марта Еврокомиссия закончила процедуру сбора экспертных мнений и позиций стран ЕС относительно перевода расчётов за нефть из долларов в евро. Поистине революционная инициатива, способная взорвать рынок углеводородов, принадлежит еврокомиссару по глобальному потеплению и энергетике Мигелю Ариас Каньете.
Он выступил с ней ещё в декабре прошлого года, отметив, что «ЕС импортирует 34 процента энергоресурсов из России, 33 — с Ближнего Востока и из Северной Африки, 20 процентов — из Норвегии, и только два процента — из США, но при этом 85 процентов импортных контрактов номинированы в долларах». Комиссар Каньете обратил внимание на лишние валютные риски для европейских энергетических компаний, которые могут привести к проблемам в расчётах европейских стран с контрагентами, в случае введения Соединёнными штатами экономических санкций против них. Эксперты считают, что первыми в списке таких контрагентов надо считать Россию и Иран.
Надо понимать, что такой антидолларовый демарш европейцев однозначно приведёт к очередному падению курса американской валюты, и как следствие – к улучшению конкурентных позиций для американского бизнеса и снижению стоимости госдолга США. Рубль же, даже имея такую поддержку от ЕС, как и раньше, останется трудно предсказуемым, как и положено сырьевой валюте.
Однако, как оказалось, выступлением Каньете число ударов по доллару отнюдь не исчерпалось. Ответом на прямолинейные выступления президента Трампа в адрес ОПЕК (Организации стран-экспортёров нефти) стало заявление, сделанное на днях официальным представителем правящей династии Саудовской Аравии.
Из Эр-Рияда прозвучало предупреждение, что, если Вашингтон пойдёт на какие-либо конкретные шаги против ОПЕК (имелась в виду идея принять закон, направленный против ограничений на добычу, вводимых ОПЕК) Саудовская Аравия готова отказаться от расчётов в долларах при продаже нефти. И вот это уже действительно может стать для США и ФРС настоящей катастрофой – ведь тогда уже вполне реально будет подорван статус доллара как основной резервной валюты. Сумеет ли ФРС в таком случае разыграть карту «дешёвого доллара»? В этом есть очень большие сомнения.
Алексей Подымов
Комментарии