Календарные причуды на Руси
Мы все привыкли к тому, что неделя начинается с понедельника, что понедельник — день тяжелый. А кто хоть однажды не говорил себе: «С понедельника начну новую жизнь!» А вот у наших предков понедельник не ассоциировался с какими-то начинаниями. Ведь первым днем недели на Руси считали воскресенье.
ШЕСТЬ ПЛЮС ОДИН
Есть как минимум два объяснения, почему неделя состоит из семи дней. По мнению некоторых исследователей, дней в неделе столько же, сколько известных в древности «светил» на небе: воскресенье — Солнце, понедельник — Луна, вторник — Марс, среда — Меркурий, четверг — Юпитер, пятница — Венера, суббота — Сатурн. А вот религия связывает это с семидневным циклом творения: шесть дней Бог создавал мир, а седьмой определил для отдыха.
Исстари люди придавали воскресенью особое значение, откладывая в этот день все свои дела. В Европе отождествляли воскресенье с живительной энергией Солнца, а понедельник, находящийся под покровительством Луны, считали мрачным днем. С приходом христианства воскресенье по-прежнему оставалось почитаемым днем, но его наполнили новым смыслом. Известный богослов Александр Петровский писал: «Спаситель воскрес и предстал перед своими учениками в первый день, за что он и получил свое название. С тех пор он становится для апостолов днем особенной радости, и тогда же, можно думать, полагается начало его празднованию, выделению из ряда других». Римский император Константин I, после того как принял христианство, в 321 году объявил воскресенье днем отдыха.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
На Руси седмица, как раньше называли неделю, тоже начиналась с воскресенья. Филолог Мария Пименова в статье, написанной в соавторстве с Натальей Кравченко и опубликованной в 2017 году, приводит такие аргументы: среда называется так, потому что этот день должен приходиться на середину недели. Но если неделя начинается с понедельника, то среда совсем не середина. Воскресенье называли «неделя» от словосочетания «не делать». То есть в «неделю» полагалось отдыхать. А понедельник получил свое название как день, следующий за «неделей» (понедельник — «после недели»).
Интересно, что в Северной и Южной Америке, в Японии и ряде других стран первым днем недели до сих пор считается воскресенье.
БЕЗРАДОСТНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Первые годы после Октябрьской революции большевикам было не до календаря. Поэтому воскресенье оставалось началом недели вплоть до 1929 года. Когда молодая Страна Советов взяла курс на индустриализацию и было введено непрерывное производство, учет времени стали вести по-новому. В течение 2 лет люди жили по календарю, разделенному на пятидневки, в котором было 72 недели вместо привычных 52. А в 1931 году перешли на шестидневную неделю. В архивах сохранились табели-календари того времени. Месяцы делились на шестидневки, каждая из которых была обозначена соответствующей римской цифрой. Выходные дни назначались по определенным числам месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. Такое решение объяснялось тем, что всю промышленность надо было развивать ускоренными темпами, чтобы не проиграть конкурентную гонку империалистическому Западу. По мнению «руководящей и направляющей», такой график этому наиболее способствовал.
Некоторые современные историки считают, что всему виной антирелигиозные веяния. Отобрав у воскресенья статус выходного дня, советская власть поставила его в один ряд с другими днями недели. Рабочее воскресенье лишало верующих возможности посещать воскресные службы: «Религия есть опиум для народа!» То есть никакой «особенной радости».
НОВЫЙ ОТСЧЕТ
Решение о возврате к традиционному календарю было принято только в 1940 году. По мнению властей, начинать неделю с выходного дня было как-то не по-пролетарски, поэтому трудовому понедельнику отводилось первое место. В Указе Президиума Верховного Совета о семидневной неделе и восьмичасовом рабочем дне говорилось: «Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели — воскресенье — днем отдыха». Кроме того, в документе, подписанном Всесоюзным старостой М. И. Калининым, советским гражданам запрещалось самовольно покидать рабочие места. Понятно, что такие важные для страны изменения были согласованы со Сталиным.
Однако, несмотря на то, что после публикации указа большинство типографий стали выпускать обновленные календари и табель-календари, некоторые продолжали указывать воскресенье первым днем недели. И такие календари тоже были востребованы. Кто-то не хотел отказываться от привычного образа жизни, а для культурно-массовых учреждений, например, воскресенье вообще было рабочим и, по сути, главным днем, поэтому они отсчитывали начало недели с него. Об этом свидетельствует сохранившийся табель-календарь Московского зоопарка за 1945 год. Последний «неправильный» календарь был напечатан на фабрике «Светоч» в Ленинграде в 1949 году.
Правда, это касается только узаконенной типографской продукции, а в календарях, изготовленных вручную, воскресенье традиционно могли указывать первым днем недели. Примером может служить нарисованный от руки календарь на 1950 год, найденный в одном из учреждений ГУЛАГа в Новосибирской области. Видимо, туда новые веяния доходили с опозданием.
Разброд в календарях окончательно прекратился в хрущевскую эпоху. В 1952 году были приняты технические условия 59-51, регламентирующие выпуск всей полиграфической продукции. Если до этого издательства действовали на свое усмотрение, то начиная с 1953 года новый отсчет дней недели стал для всех обязательным. Возможно, поэтому принято считать, что именно Хрущев перенес начало недели на понедельник.
ПОСЛЕ ДОЖДИЧКА В ЧЕТВЕРГ
Всем известна поговорка: «После дождичка в четверг», обозначающая что-то несбыточное. Почему же четверг, а не какой-нибудь другой день? Во времена язычества наши предки поклонялись Перуну, повелителю грома и молнии. Именно четверг (четверток) был посвящен этому богу. Во время засухи славяне обращались к нему с просьбами о дожде. Понятно, что их мольбы не всегда были «услышаны». С приходом христианства Перуну поклоняться перестали, а вот поговорка осталась. Интересна история поговорки: «Семь пятниц на неделе». Все мы знаем, что так говорят о тех, кто часто меняет свои решения. Но при чем здесь пятница? Пятницу на Руси называли «Параскева Пятница», или «пяток». Этот день был посвящен святой Параскеве, охраняющей благополучие семьи, покровительнице полей, скота и торговли. Издавна пятница на Руси была базарным днем. В этот день зачастую покупатель получал товар и обещал в следующий базарный день за него расплатиться. Либо кто-то отдавал деньги, чтобы в следующую пятницу получить за них товар. Конечно, бывало, что продавцы или покупатели не исполняли обязательств, обещая непременно расплатиться завтра, а потом послезавтра. О таких и говорили: «У него семь пятниц на неделе».
Комментарии