«Обязательные» татуировки на Руси
Татуировки появились на Руси очень давно – еще в языческие времена. Насколько они были популярны, сейчас сказать сложно. Думается, что, как и у многих других языческих народов, они были достаточно распространены. Во всяком случае так было до массовой христианизации страны.
Вот как, например, описывал свою встречу с русичами арабский путешественник Ибн Фадлан в сочинении «Записки о путешествии на Волгу» (920-921 гг.): «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. … И от края ногтей кого-либо из них до его шеи — это все зеленое: деревья, изображения и тому подобное».
В дальнейшем о тату у славян историкам ничего не известно. По-видимому, этот обычай был искоренен, как языческий, варварский с приходом христианства. Ведь сказано в писании: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь Бог ваш».
Татуировки древних славян
Но далеко не всегда татуировки на Руси делали в «погоне за модой». Для некоторых категорий людей это была обязательная процедура.
ПЕТР I И СОЛДАТСКИЕ ТАТУИРОВКИ
«Моду» на туту вернул Петр I. Рассказывают, что и сам он носил на руке татуировку в виде боевого топора. Впрочем, введенные в 1712 году императорским указом татуировки имели исключительно утилитарный характер. Чтобы опознать своих раненных и убитых в бою, на запястье рекрутов вырезали крест, а потом втирали в это место порох. Процедура была довольно болезненной, а рана нередко воспалялась. Но, как сетовали сами солдаты, «супротив царского указу не попрешь».
Петр I
Чуть позже к кресту добавился порядковый номер, который стали присваивать каждому новобранцу. Это позволило не только отличать своих от чужих, но и идентифицировать погибших. Для нанесения тату с номером использовалось специальное приспособление – нечто среднее между самодельной тату-машинкой середины прошлого века и почтовым штемпелем. Положение игл можно было менять, получая разные номера. В рану втирали все также порох или копоть – чернила были в большом дефиците.
УГОЛОВНАЯ ТАТУИРОВКА
Абель Яновский в своем труде «Клеймение преступников» рассказывает, что не только рекруты удостаивались принудительного тату. Со времен Петра I наколки стали отличительным знаком уголовников. Клеймение преступников существовало на Руси и раньше – первое упоминание находим в «Двинской уставной грамоте» от 1398 года – но, по-видимому, было не очень распространено. Да и технология была другой – знак выжигали на теле каленым железом. Делать же тату, аналогичные современным, стали по указу 1705 года.
Чтобы знак преступления всегда был на виду, его ставили на лбу или щеках. Для бунтовщиков была предусмотрена литера «Б», для воров – «В», осужденным за свои преступления на каторжные работы на лбу ставили «Кат».
Старинные приспособления для клеймения преступников
В первой половине XIX века появились некоторые послабления: перестали татуировать стариков, несовершеннолетних, женщин, лиц привилегированных сословий и военных. Сами же тату стали размещать уже не на лице, а на руках и теле. Появились и новые обозначения: «СБ» — ссыльный беглый; «СК» — ссыльный каторжник; «Б» — бродяга. Так как практика клеймения стала массовой, то для упрощения задачи были придуманы специальные машинки-пистолеты, которые выбивали клеймо одним нажатием на курок. А в качестве краски – по совету медиков – стали использовать раствор из синего красителя и туши.
ОТМЕНА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КЛЕЙМЕНИЯ
На волне распространения практики клеймения преступников, эту технологию использовали и многие помещики, которые помечали специальными знаками своих крестьян, чтобы в случае необходимости было легко вычислить беглых и вернуть хозяину. Но с отменой крепостного права практика клеймения была признана неэффективной. Во-первых, многие преступники успешно вытравливали свои тату. А, во-вторых, нередки были случаи, когда позорное клеймо до конца жизни был вынужден носить невиновный человек.
После этого татуировки сохранялись лишь в армейской среде. Многие солдаты по-прежнему наносили на запястья или другие части тела тату с указанием воинской части. Хотя эта процедура уже не была обязательной. Как рассказывает Мелита Барда в статье «Армейские татуировки», в период Первой мировой войны появилась традиция татуировать литерой «Д» возвращенных в часть дезертиров. Считалось, что такой знак ставит крест на дальнейшей военной карьере.
Клеймо для дезертиров
Комментарии