В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

"Дикая дивизия"

фотография:

Летом 1914 года по приказу Николая II была сформирована Кавказская туземная конная дивизия, вошедшая в историю как «дикая». Её лихие бойцы наводили ужас на врагов, отважно сражаясь на фронтах Первой мировой войны.

Кавказская туземная конная дивизия — кавалерийская дивизия, одно из соединений Русской императорской армии, сформированная 23 августа 1914 года.

Памятник «Дикой дивизии» в Назрани

Служба в необычном воинском формировании являлась добровольной. В дивизию стало записываться множество горцев, сызмальства умеющих владеть клинком, держаться в седле и стрелять без промаха. Джигиты прибывали на своих конях, в собственной форме — кафтанах-черкесках и папахах, со своим холодным оружием. За казённый счёт — только винтовка. Жалованье — 20 рублей в месяц.

Мусульмане составляли до 90% личного состава «дикой», но несмотря на это, к службе в дивизии проявили интерес представители русской и кавказской интеллигенции. На разных должностях служили грузинские князья братья Чавчавадзе и Багратион, Хан Эриванский, русский князь Гагарин, граф Михаил Толстой (сын Л.Н. Толстого) и многие другие. Среди командиров были польский князь Радзивилл, принц Наполеон Мюрат, барон Врангель. Причём в коллективе, где каждый второй — родовитый аристократ, царили подлинный демократизм, и главное мерило — реальные боевые заслуги.

Всего в дивизии служили представители более 60 национальностей. Моральная атмосфера в дивизии основывалась на взаимном уважении, причем дисциплина от этого не страдала. Кавказская дружба, воинское братство и взаимовыручка были основополагающими в организации воинской службы.

Состав

В соответствии с приказом императора Николая II о создании Кавказской туземной конной дивизии от 23 августа 1914 года дивизию составляли управление и три бригады по два кавказских туземных конных полка (каждый в 4 эскадрона). В состав дивизии входили следующие формирования:

— 1-я бригада состояла из Кабардинского конного полка (состоявшего из кабардинцев и балкарцев) и 2-го Дагестанского конного полка (состоявшего из дагестанцев).

— 2-я бригада состояла из Татарского конного полка (состоявшего из закавказских тюрок) и Чеченского конного полка (состоявшего из чеченцев).

— 3-я бригада состояла из Черкесского конного полка (состоявшего из черкесов, абазин, абхазов и карачаевцев) и Ингушского конного полка (состоявшего из ингушей).

Николай II с офицерами Дагестанского полка. Владикавказ 1914 г.

Согласно утверждённым штатам, каждый конный полк состоял из 22 офицеров, 3 военных чиновников, 1 полкового муллы, 575 строевых нижних чинов (всадников) и 68 нестроевых нижних чинов.

Дивизии также были приданы Осетинская пешая бригада и 8-й Донской казачий артиллерийский дивизион.

Ко времени создания дивизии во время Первой мировой войны в составе русской армии находились также Кавказская кавалерийская дивизия, пять кавказских казачьих, пять кавказских стрелковых и Кавказская гренадерская дивизии. В связи с этим новая дивизия получила название Кавказской туземной конной.

Командиры

Первым командиром кавказской туземной конной дивизии высочайшим приказом от 23 августа был назначен младший брат царя, Свиты Его Величества генерал-майор великий князь Михаил Александрович. Прекрасный кавалерист, силач, стальными пальцами рвущий нераспечатанную колоду карт, он пользовался у горцев огромным авторитетом. 35-летний генерал-адъютант был неприхотлив и скромен в быту, не боялся появляться на самых опасных позициях.

Великий князь Михаил Александрович

Начальником штаба дивизии был назначен полковник Яков Давидович Юзефович, литовский татарин магометанского вероисповедания, служивший в Ставке Верховного Главнокомандующего.

В последующем командирами дивизии были:

— Князь Багратион Дмитрий Петрович, генерал-майор, с 12 июля 1916 года генерал-лейтенант. Командир дивизии с 20 февраля 1916 года по 15 апреля 1917 года и с 30 июня по 27 августа 1917 года. С 28 августа по 2 сентября 1917 года командир Кавказского туземного конного корпуса.

— Половцов Пётр Александрович, генерал-лейтенант — 23 августа 1914 года назначен командиром Татарского конного полка Кавказской туземной конной дивизии. С 25 февраля 1916 года начальник штаба Кавказской туземной конной дивизии. 2 сентября 1917 года назначен командующим Кавказским туземным конным корпусом.

— Князь Гагарин Александр Васильевич, генерал-майор, командовал дивизией 28.08.1917— 02.09.1917.

— Принц (персидский) Фейзулла Мирза Каджар, азербайджанец из династии Каджаров, долгое время управлявших Ираном, генерал-майор, командовал 1-й Кавказской туземной конной дивизией с 30.09.1917.

Участие в военных действиях

Формирование дивизии завершилось в сентябре 1914 года, в октябре она была доставлена эшелонами в Подольскую губернию. В начале ноября Кавказская туземная конная дивизия вошла в состав 2-го кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта Гусейн Хана Нахичеванского. С конца ноября дивизия вступила в бои на Юго-Западном (австрийском) фронте, которым тогда командовал генерал от артиллерии Николай Иудович Иванов.

Дивизия вела тяжелые бои у Полянчика, Рыбне, Верховины-Быстра. Особо тяжелые кровопролитные бои проходили в декабре 1914 года на Сане и в январе 1915 года в районе Ломна-Лутовиска, где дивизия отражала наступление противника на Перемышль. В феврале дивизия провела ряд успешных наступательных операций: на реке Ломница, бои у деревень Бринь и Цу-Бабин, занятие города Станиславов и местечка Тлумач. В июле, августе и осенью 1915 года дивизия участвовала в ряде боёв у Шупарки, Новосёлка-Костюкова, в районе Доброполе и Гайворона, которые, по свидетельству её командира великого князя Михаила Александровича, были увенчаны

«блестящими конными делами, каковые составляют одну из лучших страниц Истории нашей конницы ...»

В мае — июне 1916 года дивизия, как и прежде, числилась в составе 2-го кавалерийского корпуса 7-й армии, но принимала участие в Брусиловском прорыве, временно находясь при 33-м армейском корпусе 9-й армии Юго-Западного фронта.

К декабрю 1916 года дивизия была переброшена на Румынский фронт, теперь уже в составе 7-го кавалерийского корпуса 4-й армии.

Дивизия принимала активное участие в Корниловском выступлении в августе 1917 года.

Революция 1917 года не была понятна горцам, они не хотели участвовать в междоусобной борьбе и воевать против русских. В октябре 1917-го части Кавказского туземного конного корпуса вернулись на Северный Кавказ.

За годы войны через ее ряды прошло около 7000 горцев, которые сражались храбро и стойко. К 1916 году потери дивизии составили убитыми 23 офицера и 260 всадников и нижних чинов. Ранеными оказались 144 офицера и 1438 всадников. Многие были награждены боевыми наградами. За один только 1916 год дивизия провела 16 конных атак.

Нет равных в отваге

О войсковой тактике «туземцев» даёт представление, например, такой случай. Весной 1915 года, когда реки Галиции едва освободились ото льда, сотня горцев, в буквальном смысле держа кинжалы в зубах, ночью переправляется через Днестр, на другом берегу которого — позиции австрийцев. Бесшумно снимаются часовые в секретах.

Впереди — окопы неприятеля, защищённые колючей проволокой. У горцев нет специальных ножниц, чтобы её перерезать (а таскать предмет, не нужный для ближнего боя, горец не видит смысла); «колючку» просто забрасывают дагестанскими бурками. Бесшумно подползают к окопам и, с одними кинжалами, под гортанные крики набрасываются на врага. Противник в панике отступает. Бегущих атакуют — уже в конном строю — другие «туземцы», успевшие переправиться ниже по течению…


Военный уклад и традиции боевого братства

Отличительной чертой внутренней жизни Кавказской туземной конной дивизии была особая морально-психологическая атмосфера, сложившаяся в ней, которая во многом определяла отношения между её офицерами и всадниками. Так, важной особенностью всадника-горца было чувство собственного достоинства и полное отсутствие какого-либо раболепства и подхалимства. Выше всего ценились не чины и звания, а личная храбрость и верность.

Традиционный патриархально-семейный уклад накладывал отпечаток на внутреннюю жизнь кавказских полков. Почётные места в полковых офицерских собраниях занимали нередко уважаемые люди почтенного возраста из числа унтер-офицеров и даже рядовых всадников. Это было вполне естественно, поскольку многие воины состояли в родстве друг с другом.

Характерной чертой отношений в офицерской среде дивизии было взаимное уважение лиц разных вероисповеданий к верованиям и обычаям друг друга. В Кабардинском полку, в частности, адъютант подсчитывал, сколько за столом офицерского собрания находилось мусульман и сколько христиан. Если преобладали мусульмане, то все присутствующие оставались по мусульманскому обычаю в папахах, если же больше было христиан — все папахи снимали.

Создание легенды

Говоря прямо: чисто боевую результативность «Дикой дивизии» нельзя назвать из ряда вон выходящей. Прекрасное подходившие для диверсионно-разведывательных действий и лихих кавалерийских наскоков (наподобие знаменитого рейда атамана Платова по французским тылам в битве при Бородино), — удалые всадники, несмотря на весь свой героизм, оказывались малоэффективными в позиционной войне XX века, когда в течение года солдаты могли оставаться в одном и том же окопе.

Тем не менее, туземная дивизия стала важным орудием другого, пропагандистского рода, одним своим именем наводя ужас на врагов по всему Восточному фронту. Наверное, в сознании европейцев — немцев и австрийцев — был прочно укоренён архетипический образ дикого азиатского всадника, не знающего пощады, который не так уж и сильно отличался от реальности. Немалый вклад в становление легенды внёс и полудокументальный приключенческий роман «Дикая дивизия» эмигрантского писателя Николая Брешко-Брешковского, ставший книжным бестселлером 1920-х годов.

Интересные факты

— На наградах, которые вручались подданным нехристианского вероисповедания, изображения христианских святых (Святого Георгия, Святого Владимира, Святой Анны и т. д.) были заменены государственным гербом Российской империи — двуглавым орлом. Однако горцы вскоре попросили вернуть им на награды Георгия («джигита», поскольку в среде горцев стало бытовать мнение, что их награждают «курицей» — так они называли двуглавого орла), и правительство пошло им навстречу. Святой Георгий вернулся на награды.

— В мае 1916 года у Черновиц один только Кабардинский конный полк взял 1483 пленных, в том числе 23 офицера, а в общем на всю дивизию приходится количество пленных, в четыре раза превышающее её состав.

— Совершенно неверно представлять всадников «дикой дивизии» как бесполезный анахронизм в разворачивавшейся «войне моторов». На вооружении «Дикой дивизии» стояли и пулемёты, и бронеавтомобили.

Техника Кавказской туземной дивизии. 1916г.

— В полках дивизии были сильны горские обычаи — уважение к старшим, гостеприимство и другие обычаи. Это накладывало свой отпечаток на быт и службу в дивизии. Гостей в частях дивизии встречали так, как у себя дома, на Кавказе. Молодой офицер выказывал уважение своим всадникам старшего возраста, особенно на привале, во время отдыха, вразрез с уставом, но согласно горским обычаям. Однако горцы чтили и другие обычаи. Например, ротмистр Кибиров, в своё время занимавшийся поимкой абрека Зелимхана, убитого в 1913 году, тщательно избегал попадаться на глаза всадникам Чеченского полка, опасался кровной мести, так как в полку служили родственники знаменитого абрека.

История «Дикой дивизии» является ярким примером межнационального согласия, когда русские вместе с представителями других народов отважно защищали свою Родину от общего врага.

источники:

ru.wikipedia.org/wiki/Кавказская_туземная_конная_дивизия

russian7.ru/2014/07/dikaya-diviziya-gorcy-v-pervojj-mirovo/

histrf.ru/biblioteka/b/chto-takoie-dikaia-diviziia

Тип статьи:
Авторская
5685

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!