В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Март, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

​Быт и бытие переселенца в ДНР: герои или «балласт» Республики?

фотография:
​Быт и бытие переселенца в ДНР: герои или «балласт» Республики?

Они пожертвовали всем для борьбы с нацистским злом, открыто выступив против майданного режима, состояли в числе тех, кто организовывал исторический референдум, на которых народ Донбасса высказал свою волю – возвращение домой, в Россию. Многие из тех, кто приехал поддержать сопротивление восставшего Донбасса против банд украинских боевиков, сражались в ополчении за идеалы Новороссии.

«После отделения Крыма и переворота в Киеве я ощутил, что нужен родине. Захват бандеровцами правительственного квартала в Киеве, вызывали тогда у людей негодование и разочарование. Киев фактически был сдан. Мы (в Харькове) поднялись, потому что не хотели, чтобы нами управляли бандеровцы, которые падают ниц перед Америкой. К сожалению, все пошло, как всегда, по украинской схеме. Бизнес интересы для них оказались важнее и нас сдали на расправу Коломойскому. Переехал в Донецк, хотел пойти на фронт… — рассказывает бывший участник февральского съезда депутатов юго-восточных регионов Украины, ныне беженец Олег П. — Но, говорят, я уже слишком старый».

С ним соглашает Ирина Кошелева, беженка родом из Красноармейска. «Мы ждем, — говорит она, чуть вздыхая. — В 2014 году все казалось другим, и мы верили в лучшую жизнь, а теперь… Ты сама все увидишь. Конечно, с материальной точки зрения, нам тут намного хуже, чем до войны. Но вообще мы счастливы. После 26 лет духовной пустоты есть во имя чего жить. Мы выбрали трудную, но героическую судьбу».

Они надеялись, что уехали на несколько недель, но вот уже почти четыре года не могут вернуться домой… В Донецкой Народной Республике они входят в особую социальную прослойку под названием временно перемещенных лиц.

В 2014 году большинство из тех, кто был вынужден покинуть места своего постоянного проживания на Украине из-за реальной угрозы своей жизни и близких, оставшись без документов и личных вещей, выживали, в основном, с помощью гуманитарной помощи. Она передавалась через российские волонтерские организации и неравнодушных дончан. Я помню, в бытность своей работы в Штабе активистов, на нас, как жителей Донецка, имевших паспорт, выписывали гуманитарную помощь, которую мы передавали переселенцам с территорий оккупированных Украиной.

«Эти люди могут рассчитывать только на койко-место в аварийном общежитии»

Власть обратила внимание на этих людей с начала 2016 года, когда в Республике была введена единая база данных о временно перемещенных лицах. На самом деле, их попросту посчитали, как оказалось эта группа составляет 8295 человек, включая детей. С введением реестра можно было надеться на то, что в отношении временно перемещенных лиц наконец-то начала проводиться единая государственная политика, но тщетно. По словам эксперта общественно-политического движения «Юг России», депутата Верховного Совета ДНР Яны Мануиловой, власть не хочет заниматься этой проблемой.

«Какие-то декларативные заявления были сделаны. В частности, для решения этого крайне сложного вопроса Глава поручил всем ведомствам проработать единую базу переселенцев. Также, по поручению Захарченко, всех переселенных лиц необходимо было разбить на категории для упрощения получения помощи. 16 ноября 2016 был подписан указ, который утверждал механизм выдачи справки о постановке на учет перемещенного лица. Но, к сожалению, многое осталось на бумаге, во всяком случае, каких-либо фактических действий в отношении перемещенных лиц я не вижу до сих пор».

Яна Мануилова

«Верховный Совет первого созыва был представлен депутатами всех территориальных общин Донецкой области, часть которой до сих пор временно оккупирована Украиной, – рассказывает Мануилова. По сути, это те люди, которые стояли у истоков создания Республики, проводили референдум в своих округах. Они осознанно, я подчеркиваю, осознанно, жертвовали своей жизнью и благосостоянием ради рождения и становления Республики, совершив гражданский подвиг. В настоящее время они не могут вернуться на Украину из-за своих политических убеждений, по сути, в ДНР они превратились в «бомжей». Многие из них пенсионного и предпенсионного возраста и уже не могут устроиться на работу, есть и такие, которые остались без документов. (прим. получение документов в Республике – отдельный вопрос). Я знаю случаи, когда некоторые депутаты Верховного Совета долгое время не могли оформить даже пенсии. Многие живут без регистрации и максимум на что они могут рассчитывать, это койко-место в каком-нибудь аварийном общежитии. Поэтому, я не думаю, что можно говорить о какой-либо государственной программе в отношении временно перемещенных лиц», – добавила эксперт.

И.о. министра труда и социальной политики ДНР Лариса Толстыкина в 2016 году прямо признавала: «На данный момент сложилась тяжелая ситуация с лицами, которые не имеют постоянного места прописки и регистрации на территории Республики. В связи с этим мы не можем начислять им социальное пособие». Сейчас 2018 год, но проблемы остались те же. Вначале была предложена схема, согласно которой Министерство труда и социальной политики взяло на себя ответственность за регистрацию беженцев, но дело сразу же уперлось в несогласованность действий между разными министерствами и ведомствами. Согласно сложной процедуре, для выдачи соответствующей справки, удостоверяющей факт, что данный человек переселенец, Министерство труда и социальной политики должно было вступить во взаимодействие с Миграционной службой. Но у этой службы есть свои нормативные документы, которые предписывают определенные действия. В ходе возникших чиновничьих разборок и.о. министра сокрушалась: «Нам необходимо прийти к какому-нибудь решению, как нам этих людей законно разместить на нашей территории».

Настоящие герои или «балласт»?

Состав временно перемещенных лиц достаточно многолик. Отдельную группу в нем занимают те, кто прошел ополчение. Многие из них получили ранения и до сих пор остро нуждаются в специализированном лечении, но, увы, они по-прежнему не имеют поддержки от государства, за которое воевали. Ведь этих людей как бы и нет, закон об ополчении не принят, а статус ополченцев до сих пор не определен.

Создается ощущение, что данная категория рассматриваются как чуждая для власти. Поэтому и политические партии, ныне находящиеся у власти — такие, как ОД ДР, «Свободный Донбасс» и «Оплот Донбасса» — предпочитают заниматься проблемами, которые способны принести им больше политических бонусов, чем переселенцы. По словам эксперта, в ополчение пошли наиболее активные люди, имеющие гражданскую позицию. «Это настоящие герои, руками которых, по сути, создавалась Республика. Их никто не призывал на войну, они сами готовы были отдать свое здоровье и даже жизнь за Ее идеалы. А сейчас они вообще не имеют никакой поддержки ни как перемещенные лица, ни как ополченцы», – рассказывает Яна.

У «Оплота Донбасса» другие проблемы, им не до переселенцев

Создание реестра переселенцев, который бы давал право на социальный пакет льгот, не смогло решить проблему. К тому же, чтобы попасть в пресловутый список временно перемещенных лиц, нужны были документы, удостоверяющие личность, которых у многих не оказалось. Их просто не успели взять с собой, у некоторых переселенцев они были утеряны, были и такие, кто просто уничтожил украинский паспорт. И винить их в этом нельзя. Люди поддались эмоциональному порыву. И уничтожили то, что на их взгляд связывало их с ненавистным киевским режимом. Но, из-за отсутствия необходимых документов невозможно было рассчитывать на социальную помощь. Не возможно было получить справку, подтверждающую законность проживания или пребывания на территории Республики и, как следствие, невозможность предоставления социальной поддержки.

Чтобы разорвать этот замкнутый круг, переселенцу в ДНР нужны железное здоровье и стоическое терпение. Логично было бы получить новые республиканские документы, но дело в том, что стопроцентно рассчитывать на скорое, без проволочек получение паспорта могут только подростки. Всем остальным претендентам, тем же ополченцам, может быть отказано ввиду того, что, например, некому удостоверить, что данный ополченец действительно воевал за Республику. (прим. Многих командиров частей нет в живых, некоторые сидят в местах, не столь отдаленных).

«В общежитиях им выставляли счета от трех до пяти тысяч за проживание»

До сих пор остро стоит вопрос расселения временно перемещенных лиц. Более того, если какой-либо гражданин Украины, несогласный с политикой киевского режима, захочет переехать в Республику, он не сможет этого сделать.

«Размещения этих людей по местам жительства в данный момент у нас не проводится, – рассказывает председатель профсоюза депутатов Верховного и Народного Совета, заместитель председателя общественной организации «Восстановление Донбасса», бывший узник Украины, эксперт ОД «Юг России» Константин Голубничий. – Те, которые хотят приехать в Республику с Украины, не могут это сделать, потому что им негде жить. Но и те люди, которые расселены в общежитиях, также в любой момент могут подвергнуться выселению под разными предлогами. С таким «явлением» уже столкнулись переселенцы, которые уже четыре года проживают в гостинице «Космос». Этих людей сейчас выселяют под предлогом того, что у нас слишком много артистов, которым тоже негде жить. И это несмотря на то, что в здании все равно нет полного заполнения. Я уже не говорю, что предоставленное жилье не всегда соответствует элементарным санитарным нормам. Часто оно находится в аварийном состоянии, и людям, туда вселившимся немало усилий надо потратить, чтобы хотя привести комнаты в надлежащий вид. Но самое странное, что даже за такое жилье переселенцы должны платить. В некоторых общежитиях им выставляли счета от трех до пяти тысяч за проживание», – добавляет эксперт.

По этому поводу эксперт заявляет, что было бы правильно определить для переселенцев небольшую фиксированную сумму, например, в размере 500 рублей, которую они смогли выплачивать за коммунальные услуги. «Все остальные расходы должно взять на себя государство – считает эксперт. Потому что большинство переселенцев пенсионного возраста. Многие нетрудоспособны или имеют малолетних детей. Наконец, люди должны что-то есть, во что-то одеваться, а им выставляют такие заоблачные счета за проживание. Я считаю, что таких людей, которые первыми взяли на себя ответственность за дальнейшую судьбу Республики, забывать нельзя. Надо помочь им. По моему мнению, если среди переселенцев есть специалисты, надо их привлекать к работе комитетов или комиссий, которые существуют при Народном Совете. Возможно, даже с какой-то минимальной зарплатой. Если, например, переселенец работал в угольной промышленности, то можно подключить его к комитету по углю, топливу и энергетики. Строители-переселенцы могли бы войти в Комитет по строительству или ЖКХ. Ведь эти люди имеют огромный багаж жизненного опыта, который мог бы разумно использоваться на благо Республики».

В данный момент, по словам одного переселенца, ныне действующие депутаты Народного Совета не воспринимают временно перемещенных лиц как равноправных граждан Республики, чьи проблемы они и должны решать. «По сути, нас (переселенцев) просто сливают, списки передают отделам при райисполкомах, которые будут теперь рассматривать наши проблемы и решать нашу судьбу».

Проблемы временно перемещенных лиц Народный Совет ДНР не особо беспокоят

Создается ощущение, что власть пытается максимально «разгрузить» себя от бремени финансирования социальных проблем временно перемещенных лиц, приберегая средства на что-то более для нее важное. Поэтому переселенцы просто попадают в «отрицательную повестку» — в условиях бюджетного дефицита не нужны лишние рты. По сути, власть просто в целом разрывает социальный контракт с этой незащищенной социальной прослойкой своих граждан.

«Должна быть действующая программа для временно перемещенных лиц»

«Власти нужно осознать благодаря кому она существует, – говорит эксперт Яна Мануилова. По сути, она (власть) должна сказать «спасибо» всем ополченцам, депутатам, волонтерам, руками которых создавалась Республика. После чего, уже с понимаем этого факта, думать, что делать дальше. Должна быть реальная действующая программа для временно перемещенных лиц. Но, пока, к сожалению, людей, которые внесли свой вклад в дело создания Республики, сейчас больше воспринимают как обузу. Я думаю, дело могло бы сдвинуться с мертвой точки после принятия действенной государственной программы и проведения выборов органов местного самоуправления, т.е. тех, кто мог бы быстро и оперативно решать социальные задачи, в том числе, временно перемещённых лиц», — добавляет Мануилова.

По мнению экспертов, еще одна причина, по которой государство не видит проблем переселенцев— к власти в Республике пришло множество политиков, которые в принципе не понимают, как работает механизм госуправления. Многие рассматривают свои должности в госсистеме, скорее, как возможность для кормления. И они в принципе не считают, что государство вообще должно что-то делать для определенных социальных групп — а тут еще какие-то переселенцы с «Украины»!

Наталья Залевская

Тип статьи:
Авторская
2711

1 комментарий

17:48
Яночка и Костинька… я тысячу раз обращалась к Морозовой с этой проблематикой… просила её устранить нарушения и начать заботится ро переселенцах… так как эта тема Республикой была закреплена за Морозовой… но она ничего не хотела делать в этом плане… дошло до того, что я стала сдавать заявления в Прокуратуру об устранении нарушений… Морозова отделалась лёгким испугом, уволила своего заместителя-Попова… свалив все нарушения на него и быстренько передала эту тему расхлёбывать администрациям районов… но не для заботы над переселенцами, а для чистой статистики… за весь беспорядок в этой теме, я Вам ответственно заявляю… так как имею к этой теме отношение виновата Морозова… ни Глава… ни кто-то ещё… только она....!!!.. Елена Коровкина-зам.министр труда и соц.политики ДНР первого периода.