В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

​Что будет с Украиной и её отношениями с Россией в ближайшие 6-10 лет. Мнение

фотография:
​Что будет с Украиной и её отношениями с Россией в ближайшие 6-10 лет. Мнение

Почему не сбываются прогнозы

Прогнозирование – вещь неблагодарная. Особенно что касается общественно-политических событий. Аналитики, политологи и экономисты годы подряд пророчат: доллар рухнет, Америка обанкротится, Украина распадётся, Россия развалится, нефть закончится, Гольфстрим остановится и Европа замёрзнет – но ничего подобного не происходит. Почему так получается?

Дело в том, что прогнозисты, как правило, исходят из одной, облюбованной ими тенденции, развивая её в своём воображении до бесконечности. В то время, как в реальном мире действует множество взаимосвязанных факторов и тенденций.

Например, сторонники теории «пика нефти» (истощения её запасов) не учли снижения темпов роста потребления нефти в мире, разработки новых классических и, особенно, сланцевых месторождений. Из-за этого нефтяной кризис отсрочился, возможно на десятилетия. Хотя в главном сторонники «пика нефти» правы – когда-то она всё же закончится.

Как делаются прогнозы

Кроме астрологов и гадателей, предсказывающих общественные события по звёздам или иными мистическими способами, прогнозисты используют логические методы: интуитивные и формализованные.

Первые – это мнения экспертов. Авторитетные в разных областях люди просто высказывают своё мнение, основываясь на своих знаниях и опыте. Этот метод хорошо работает, только если тем или иным способом суммированы мнения достаточно многих экспертов (опрос, анкетирование, интервью, мозговой штурм и пр.). Недаром говорят: ум – хорошо, а два (или больше) – лучше. На практике же отдельные эксперты, экономисты или политологи часто выдают свои интуитивные догадки за результат научного прогноза. Из-за этого большинство предсказаний и не сбываются.

Формализованные методы – это проведение логических, а иногда и математических, операций с данными. Например, экстраполяция – мысленное продление существующей тенденции. Так, экономисты предсказывали, что рост государственного долга США до некоторого указанного ими объёма приведёт к потере доверия к доллару и утрате им статуса мировой резервной валюты. Однако они не учли политических факторов: международный вес Америки поддерживает авторитет доллара, несмотря на преодоление госдолгом США уже многих критических (по мнению прогнозистов) отметок.

Используются также методы аналогии, построения сценариев, моделей и многие другие. Все они неточные. Более точные – математические или численные – методы прогнозирования в общественно-политическом дискурсе применяются очень ограниченно. Например, обоснованно предполагая, что с 2020 года Украина утратит 2 миллиарда долларов от уменьшения газового транзита, можно достаточно точно предсказать снижение доходов государственного бюджета и, следовательно, ухудшение в стране социальных параметров.

Главные тенденции

Чтобы получить сколько-нибудь достоверный прогноз нужно правильно определить тенденции. Они уже есть – важно только их увидеть. Яснее всего видны глобальные, стратегические тенденции. Они существуют объективно, независимо от воли отдельных, даже самых влиятельных, личностей, скрыть их невозможно.

Например, на геополитическом уровне для Украины имеет значение противостояние России и Запада, в котором ей отведена роль антироссийского инструмента. Следствием этого является другая тенденция – русофобия как определяющий фактор официальной внешней и внутренней политики Украины.

Сложнее всего прогнозировать процессы на среднем уровне. Здесь многое зависит от решений конкретных общественно-политических институтов, организаций и государственных деятелей. К примеру, у политологов есть масса догадок относительно планов президента Петра Порошенко по избранию на второй срок: от отказа от участия в президентской кампании до введения военного положения с целью отмены выборов. Очевидно, что решение зависит от воли Порошенко, и чтобы дать правильный прогноз – его нужно знать. Без этого все прогнозы по данной теме – простое угадывание.

Проще всего предсказывать исход частных, локальных событий на тактическом общественно-политическом уровне, наподобие результата конкретных выборов. Здесь в распоряжении прогнозиста оказывается много данных, пригодных для объективного исследования. Также легче получить инсайд. Например, исход выборов президента России в марте 2018 года был вполне очевиден. А многие политтехнологи правильно предсказали и распределение результатов других кандидатов.

Теперь попробуем, как получится, применить рассмотренную методику для прогнозирования событий в Украине, России и вообще на постсоветском пространстве на ближайшие несколько лет. При этом допускается, что не произойдёт каких-то глобальных неконтролируемых процессов – большой войны, катастрофического финансового кризиса или пандемии неизлечимого заболевания.

Внешняя политика и экономика

Тенденция. Антироссийский курс Украины, очевидно, в 2018 году и позже будет продолжен. В стране нет политических сил, способных его отменить. Официальная оппозиция пошла на соглашательство со властью. Неантироссийские политические проекты вроде партии «За життя» не имеют серьёзных шансов. По сути они – политические пустышки. Пророссийские проекты не могут подняться с маргинального уровня.

Следствия. Уже в 2018 году могут быть поставлены вопросы об экспроприации российской собственности на территории Украины и разрыве украино-российских дипломатических отношений. Разрыв отношений более вероятен к концу 2018 года или в 2019 году – к президентским выборам в Украине. Первые практические шаги по экспроприации российской собственности под видом национализации скорее всего начнутся после президентских выборов-2019. Информационно тема будет раздуваться уже в текущем году.

Также это может спровоцировать дальнейший разрыв торгово-экономических отношений, в 2017 году впервые показавших позитивную динамику после обвала 2014-2015 гг.

Тенденция. Консолидированный Запад продолжит политическую поддержку Украины и давление на Россию (включая санкции) в вопросах Донбасса и Крыма. Заключения большой сделки между РФ и США в том смысле, как её понимают некоторые российские и пророссийские политологи, не будет. Америка добровольно не уступит России влияние на Украину, даже частично. Главным образом потому, что США убедились в готовности России идти на односторонние уступки.

Следствия. Включения отдельных районов Донецкой и Луганской областей в состав Украины с особым статусом по сценарию Минских соглашений не произойдёт. Это не устраивает США и Украину.

Миротворческая вооружённая миссия на Донбасс и Луганщину в 2018-2019 годах введена тоже не будет. Это не устраивает ЛДНР и Россию.

Вероятнее всего, администрация Владимира Путина будет пытаться заморозить конфликт до окончания текущего президентства в 2024 году. Соответственно отложится и вопрос установления мира.

Возможность принуждения России к согласию на миротворцев увеличится в 2020 году и позже – с нарастанием в стране внутренних социально-экономических проблем (см. ниже). При этом Запад будет использовать свою традиционную тактику «степ бай степ» – принуждения к небольшим уступкам, каждая из которых не критична. Например, сначала миротворцы зайдут только на линию разграничения, потом потребуют частичного разоружения сил ЛДНР и т.п.

В общем, к 2024 году Донбасс и Луганщина будут в составе Украины, в отличие от Крыма.

Хотя перспектив признания Крыма российским, пусть только де-факто, в сложившейся системе международно-правовых отношений нет. Санкционное давление Запада на Россию за Крым будет нарастать. Украина будет использовать международный правовой инструментарий: подавать иски на компенсации и контрибуции, демонстративно использовать территориальные воды Крыма как свои и т.д.

Значительные подвижки в вопросе Крыма возможны после 2024 года – с вероятной сменой президента РФ (см. ниже).

Тенденция. В 2020 году войдут в эксплуатацию обходные по отношению к Украине газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкой поток».

Следствия. Украина может потерять от 2 до 3 миллиардов долларов в год валютных поступлений от «Газпрома». Однако, скорее всего, в 2020 году Германия вынудит Россию ещё сохранить часть транзита через Украину.

В 2020 или 2021 году ЕС поставит вопрос продажи российского газа независимым трейдерам на границе, ссылаясь на европейские энергопакеты. «Газпром» будет вынужден согласиться.

Тенденция. Продолжится политическое наступление Запада на постсоветском пространстве.

Следствия. Казахстан и Беларусь усилят политический дрейф от России в сторону Запада. До 2020 года РФ выведет военную базу из Армении. Российское военное присутствие в СНГ сохранится только в Киргизстане и Таджикистане. Что не исключает в 2020-2024 годах попыток государственных переворотов в этих странах, инспирированных США.

Но даже если этого не произойдёт, обе страны не имеют общих границ с РФ. С учётом этого, к 2024 году или даже раньше Россия на северо-западе, западе, юго-западе и юге постсоветского пространства окажется полностью окружена буферными враждебными или подчёркнуто нейтральными государствами.

В 2020-2024 годах усилится давление Запада на Россию в вопросе пророссийских анклавов в Абхазии, Северной Осетии и Приднестровье. В более отдалённой перспективе вырисовывается возможность реинтеграции ПМР в состав Республики Молдова. Молдавское правительство уже сейчас постепенно переходит к политике пряника по отношению к отложившимся районам и через 5-7 лет этот курс может принести первые плоды.

Внутренняя политика, экономика, социальная сфера и культура

Украина

Тенденция. Русофобия и национализм останутся главными идеологическими составляющими официальной внутренней политики Украины.

Следствия. На президентских выборах 2019 года победит самый антироссийский кандидат, будет ли это Пётр Порошенко, Юлия Тимошенко или кто-то с американской скамейки запасных (Анатолий Гриценко, Святослав Вакарчук или Юрий Зеленский). Впрочем, американский проект вряд ли пройдёт – американцы недооценивают украинскую жажду власти. Пётр Порошенко скорее объявит военное положение и пойдёт на конфликт с посольством США, чем согласиться на выборы без гарантии успеха.

Парламент IX созыва 2019 года избрания будет не слишком сильно отличаться от нынешнего. Возможно перераспределение мест в пользу «Батькивщины». Электоральный успех сегодняшних партий власти будет зависеть от президентства Порошенко: если он останется – старые фигуры всё равно пройдут в объединённой политсиле, пусть и в несколько меньшем составе. Вероятно увеличение численности фракций националистических партий. Не русофобские партии, независимо от численности депутатов, будут и дальше занимать второстепенное положение, не влияя на законотворческий процесс.

Тенденция. В Украине продолжится дерусификация и десоветизация.

Следствия. К 2024 году образование в Украине полностью перейдёт на украинский язык обучения. Небольшие исключения будут сделаны для национальных меньшинств стран ЕС, но не для русских граждан Украины. Во взрослом возрасте большая часть поколения первоклассников 2020-х годов не будет чувствовать почти никакой связи с русской культурой. Этому же будет способствовать украинизация телевидения, СМИ и кинопроката, сфер обслуживания и официальной жизни.

В течение ближайших 6 лет будут отменены праздничные дни 9 мая (перенесён на 8 мая) и 8 Марта.

Тенденция. В Украине нарастает недовольство действующей властью и общественно-политическим курсом страны вообще. Националистический дискурс достигнет предела развития.

Следствия. Для большинства населения незападных регионов, независимо от отношения к России, уже сейчас идеология украинского интегрального национализма под знамёнами Бандеры-Шухевича выглядит непривлекательной и примитивной, не способной стать основой развития страны. В ближайшие годы эта тенденция усилится. Становится возможным появление сначала общественных, неформальных, а затем и структурированных политических ненационалистических движений.

Эта же тенденция открывает возможности для развития небандеровского национализма – вроде «Национального корпуса» и движения «Азов». В 2019 году «Корпус» пройдёт в парламент. С другой стороны, новые ненационалистичекие движения пройти в Раду не смогут.

Тенденция. Продолжатся либеральные реформы в экономике и сотрудничество с МВФ.

Следствия. В условиях Ассоциации Украины с ЕС это будет означать дальнейшую деиндустриализацию и неограниченную приватизацию. С 2019 года начнётся приватизация стратегических госкомпаний. К 2024 году все они, включая «Нафтогаз» и морские порты, будут приватизированы, частично корпоратизированы или взяты в концессии.

Следующий созыв Верховной Рады Украины отменит мораторий на продажу сельхозземель. Лучшие чернозёмы будут куплены иностранными агрокорпорациями.

Прогнозы МВФ и других экспертных структур относительно роста ВВП Украины до 2024 года не оправдаются, как они не оправдывались по 2017 год включительно. Экономика будет находиться в постоянной стагнации.

В 2020 году возникнет угроза сильнейшего финансового кризиса: уменьшатся или прекратятся валютные поступления от газового транзита, настанет пик выплат по кредитам МВФ. Кроме этого, по условиям реструктуризации долга от 2016 года Украина начнёт отдавать кредиторам средства с превышения роста ВВП больше 4% в год. Последствия будут самыми катастрофическими: кризис неплатежей, гиперинфляция, коллапс банковской сферы и т.д.

Тенденция. Правительство продолжит антисоциальные реформы.

Следствия. К 2024 году половина населения страны уже будет полностью лишена доступа к сложной медицинской помощи, например – операциям. Смертность возрастёт, рождаемость уменьшится. К 2024 году 10-15% людей пенсионного возраста не будут получать пенсии. К 2028 году этот процент увеличится до 25-30%.

Усилится депопуляция – население будет стремительно уменьшаться как из-за увеличения эмиграции, так и из-за естественных факторов.

Россия (выборочно)

К 2020 или 2021 году Россия исчерпает валютные резервы Фонда национального благосостояния, что вызовет проблемы с финансированием бюджетных затрат.

В 2024 году в России сменится президент – Владимир Путин не сможет по закону выдвинуть свою кандидатуру на выборы. С большой вероятностью новым президентом станет Дмитрий Медведев – как компромиссная фигура. Операция «преемник» с приходом к власти президента из силового блока маловероятна.

Во время текущего срока Путина в России будут проводиться либеральные и антисоциальные реформы. Вероятно увеличение пенсионного возраста и увеличение налогового бремени для граждан, мелкого и среднего бизнеса. В то же время, для крупного бизнеса и приближённых к власти олигархов будет продолжен режим наибольшего благоприятствования.

В 2018-2024 годах в России будут усилены меры по контролю за Интернетом. Возможно блокирование некоторых общемировых Интернет-ресурсов и введение системы обязательной аутентификации пользователей сети.

К 2024 году Российская армия закончит перевооружение. 75% техники будут новыми образцами. Во Владивостоке начнут постройку нового атомного авианосца.

Послесловие

Описанные варианты будущих событий выбраны из множества других, тоже возможных. Однако они взяты не с потолка, как во многих других прогнозах, а получены путём продления существющих явлений или тенденций при условии их сохранения. Для наглядности тенденции тоже явно указаны. Не все актуальные темы и важные сферы общественной жизни упомянуты — их слишком много для формата статьи. Не все прогнозы обязательно должны сбыться. Они построены по принципу наибольшей вероятности, но, как говорилось в начале, жизнь часто вносит в предсказания свои неожиданные коррективы.

Не подлежит сомнению главная тенденция постсоветского пространства – распад системы советского жизнеустройства, который ещё не совсем окончен. А распад глобальных обществ всегда сопровождается войнами, кризисами, экономическими спадами и культурной деградацией. Что и происходит, и продолжится ещё некоторое время — большое по меркам человеческой жизни.

К сожалению, в границах бывшего СССР сейчас нет созидательных сил. Россия по факту сознательно отказалась от роли центра притяжения, согласившись с положением крупнейшего осколка Советского Союза – в ряду прочих.

К 2028 году утилизация советского наследия будет завершена. И если не появится ничего нового, то картина постсоветских стран будет представлять очень непривлекательное зрелище.

Игорь Георгиев

Тип статьи:
Авторская
2219

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!