В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Март, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Стечкин - имя нарицательное

фотография:
Стечкин - имя нарицательное

15 ноября 1922 года, родился Игорь Яковлевич Стечкин, конструктор автоматического оружия, создатель знаменитого пистолета АПС.

На пьедестале славы советских оружейников Игорь Яковлевич Стечкин всегда располагался словно бы в тени своих коллег — Н. Ф. Макарова, М. Т. Калашникова и Е. Ф. Драгунова. Отчасти это справедливо: образцы Стечкина никогда не выпускались столь массово, как ПМ, АК или СВД. Но в большей степени в этом виновата специфика его работы — бесшумное и специальное оружие. «Деликатность» подобного рода изделий не способствует громкой славе конструктора. Например, стреляющую табакерку Стечкина, выпускавшуюся по заказу КГБ, рассекретили совсем недавно. И всё же конструктору удалось оставить заметный след в истории оружия, причём там, где другие особого успеха ни снискали — он создал автоматический пистолет (АПС).

Что же тут такого? — спросите вы. В самом деле: на вооружении советской армии уже находились пистолеты ТТ и ПМ. Однако при всех достоинствах их не назовёшь выдающимися, скорее, середнячками. По ряду причин СССР не испытывал необходимости в передовом короткоствольном оружии. Отсутствие гражданского рынка и низкий уровень преступности сформировали отношение к пистолету, как к «офицерскому символу». Есть — и ладно, на роль оружия в Третьей мировой он всё равно не годился.

Это привело к тому, что западные образцы вскоре стали совершеннее отечественных — за одним исключением: пистолет Стечкина. Если бы не АПС, советские пистолеты смотрелись бы блёкло на фоне «беретт», «вальтеров» и «зиг-зауэров». Что интересно, в СССР АПС долгое время считался бесполезным оружием… впрочем, обо всём по порядку.

Пистолет вместо чертежа

Игорь Стечкин родился в 1922 году в городе Алексине Тульской области в семье врача. С детства интересуясь оружием, по окончании школы он подал документы в Тульский механический институт (ТМИ) на оружейно-пулемётный факультет. Начавшаяся война внесла свои коррективы: в 1941 году Стечкин оказался в Ижевске, где был зачислен в эвакуированный Московский институт имени Баумана. Однако год спустя молодой конструктор принял решение вернуться в Тулу — он перевёлся в ТМИ, где проучился до 1948 года. Темой его дипломной работы был самозарядный пистолет калибра 7,65 мм.

Это было злободневно, так как Советская армия как раз объявила конкурс на разработку нового образца личного оружия; прошедшая война выявила недостатки стоящего на вооружении пистолета ТТ — например, склонность к случайным выстрелам из-за отсутствия полноценного предохранителя. На Главное артиллерийское управление (ГАУ) явно произвели впечатление немецкие «Вальтер ПП» и «Зауэр»; от советских конструкторов требовалось такое же компактное, удобное в повседневной носке оружие.

За основу дипломного проекта Стечкин взял схему Браунинга 1897 года и браунинговский же патрон. Однако конструкция пистолета была им усовершенствована: в частности, оригинальной компоновкой с курком, расположенным внутри кожуха-затвора. По тем временам вполне новаторский ход. Что особенно примечательно, некоторые другие решения совпали с идеями Макарова, трудившегося над своим ПМ. А ведь Стечкин был ещё студентом, а не опытным оружейником. Словом, дипломная работа произвела впечатление на квалификационную комиссию.

Но ещё больший эффект оказало «приложение» к дипломной работе: работающий пистолет, выточенный Стечкиным по собственным чертежам! Председатель квалификационный комиссии И. Ф. Дмитриев тут же зачислил выпускника в своё конструкторское бюро. Правда, об этом своём образце Стечкину велено было забыть, в конкурсе на новый армейский пистолет уже победил ПМ. Зато перед 26-летним конструктором поставили другую задачу — сконструировать оружие, которое бы сочетало функции пистолета и пистолета-пулемёта.

Рождение и смерть «стечкина»

Подобная идея давно будоражила умы оружейников по всему миру. Казалось, что «пистолет-трансформер», превращающийся в лёгкий карабин путём примыкания приклада, — лучший вариант для тех, кому полноценная винтовка избыточна. Связисты, танкисты, артиллеристы и лётчики не так часто вступают с врагом в перестрелку, чтобы заставлять их носить автоматы, тем более что в технике может не оказаться места для громоздкого оружия. Но оставлять военнослужащих с одними пистолетами — значит, обрекать на верную смерть в экстренной ситуации. Вот если бы пистолет мог вести эффективный огонь на 100–200 метров! Попыток создать такой образец было множество.

Пожалуй, дальше всех в этом направлении продвинулись немцы: знаменитый «Маузер С96» поучаствовал в обеих мировых войнах, а также бесчисленном количестве конфликтов по всему земному шару. Удачная конструкция и мощный боеприпас действительно позволяли пистолету поражать цели до 150 метров. В 30-х годах испанская фирма Unceta y Cia добавила «Маузеру» автоогонь и 20-зарядный магазин, создав поистине культовую модель «Астра 903». Это был первый «конкурент», которого Стечкину необходимо было превзойти.

Вторым был советский пистолет-пулемёт Судаева (ППС-43); молодой конструктор должен был разработать оружие, которое бы «обстреляло» оба образца. Стечкин трудился не покладая рук — первый вариант был воплощён в металле спустя всего несколько месяцев. Но полюбившаяся браунинговская схема оказалась малопригодной: пистолет получился тяжёлым, ненадёжным, непрочным и… некрасивым (конкурсная комиссия специально отметила этот факт). Список замечаний занял несколько страниц технической документации; стало ясно, что оружие нужно не дорабатывать, а делать с нуля.

За основу Стечкин взял схему работы автоматики на базе отката свободного затвора. Это, пожалуй, наиболее простое решение, которое может быть использовано в самозарядном оружии. Как правило, оно применяется на маломощных боеприпасах; для энергетики советского патрона 9Х18, что называется, «впритык». Но простота — это всегда надёжность.

Была пересмотрена и компоновка оружия: возвратная пружина «переехала» из-под ствола непосредственно на сам ствол. Это позволило уменьшить габариты, вес и, что самое главное, избавиться от лишних деталей, что упростило сборку-разборку. «Похудевший» пистолет визуально похорошел. Введённый в конструкцию замедлитель темпа стрельбы сделал режим автоогня управляемым; а предохранительный разобщитель ударника и курка значительно повысил безопасность оружия.

Новый вариант пистолета был представлен комиссии в 1949 году: на полигоне из него было сделано свыше 20 тысяч выстрелов. Испытатели пришли к выводу, что «стечкин» значительно превосходит «Астру 903» во всех режимах стрельбы и не уступает пистолету-пулемёту ППС-43. Последовавшие войсковые испытания подтвердили выводы комиссии ГРАУ. В 1951 году образец принимается на вооружение под обозначением «Автоматический пистолет Стечкина», сокращённо — АПС (индекс ГРАУ 56-А-126).

Однако звезда «стечкина» потухла, не успев разгореться — несмотря на то, что в 1952 году конструктор получает Сталинскую премию, буквально через пару лет пистолет снимают с производства. Как и немецкий «Маузер», АПС оказался чрезвычайно дорогим и сложным в производстве. «Роллс-ройс» от мира стрелкового оружия, «стечкин» требовал мастеров высокой квалификации, точной подгонки и обработки деталей, а конкурировал с образцами уже уходящей эпохи. В итоге танкистов и лётчиков оказалось разумнее вооружить укороченными автоматами Калашникова; дёшево и сердито.

Воскрешение

Если бы не феноменальная запасливость СССР в отношении оружия (на складах хранились даже трофейные немецкие винтовки), АПС за пару десятилетий вполне мог попасть в переплавку — и остаться в истории малоизвестной и малоудачной конструкцией. Но ему суждено было пережить второе рождение и прославиться. В 1979 году в Афганистан вводится Ограниченный контингент советских войск, среди которых — отряды специального назначения ГРУ.

Для спецназа СССР Афганистан стал своеобразным «звёздным часом»: обладающие превосходной подготовкой, включая специальную горную, эти подразделения могли эффективно действовать там, куда линейные части попросту «не дотягивались»; созданная для глобального противостояния армия была плохо приспособлена для «ловли блох», то есть борьбы с партизанами. Однако тактика действий в отрыве от бронетехники и артиллерии повышала требования к экипировке бойцов, возрастала роль стрелкового оружия. То, что подходило всем, спецназу зачастую не годилось.

На узких улочках кишлаков, стиснутых глинобитными дувалами, или внутри помещений автоматы и пулемёты зачастую оказывались недостаточно разворотистыми; а пистолет Макарова в условиях огневого противостояния зарекомендовал себя сущей игрушкой: маломощный, малозарядный, с короткой прицельной линией. Вот тут бойцы особого назначения и вспомнили о пылящихся на хранении 20-зарядных автоматических «стечкинах». Вскоре эти пистолеты, снабжённые глушителями, стали одним из символов спецназа.

Сложившийся ореол «крутости» сделал АПС сверхпопулярным оружием, настоящим героем боевиков — как на экране, так и в жизни. После развала Союза стрёкот «стечкиных» раздавался во всех горячих точках бывшего СССР. Не только превосходные характеристики, но и высокое качество отделки превратили его в «шикарную», статусную вещь, обладать которой желали все: армейские офицеры, полевые командиры, сотрудники правоохранительных органов, бандиты и просто сильные мира сего, изыскивавшие возможность получить «стечкин» в качестве наградного оружия.

АПС сегодня

После тридцати лет непрерывной эксплуатации парк пистолетов существенно износился. К сожалению, после распада СССР большое количество «стечкиных» оказалось за пределами России; множество было утеряно в смуте 90-х годов. Какое-то количество «стволов» ушло на Запад — АПС является украшением любой стрелковой коллекции. Оставшиеся пистолеты не раз проходили арсенальный ремонт, и можно сказать, что «стечкин» постепенно переходит в разряд исчезающих видов; ресурс оружия подходит к концу.

Незадолго до смерти И. Я. Стечкина в 2001 году под его руководством были разработаны образцы для замены АПС — ОЦ-27 «Бердыш» и ОЦ-23 «Дротик». Однако по ряду причин (в том числе экономических, а также из-за нехватки квалифицированных кадров) они не пошли в серию. Так что вопрос, чем заменить один из самых востребованных советских пистолетов, на сегодняшний день открыт.

Вот несколько интересных фактов о Игоре Стечкине, создателе знаменитого пистолета, автора 60 разработок и свыше 50 изобретений в области стрелкового и ракетного вооружения, человеке-легенде, чья фамилия стала нарицательной:

Тумбочка с револьвером

Рождался Игорь Яковлевич непросто. Роды были долгими и тяжелыми, но Бог миловал — всё обошлось. Новорожденного клали пеленать на тумбочку, где лежал отцовский револьвер. Таким образом, «оружейная судьба» преследовала Игоря с раннего детства. Можно даже сказать — с самого рождения. Стечкин родился в 1922 году. В то время оружие было у всех: у партийных работников, у военных, у врачей. Отец Стечкина, кстати, был врачом, хирургом. Игорь одно время тоже планировал заняться медициной, но тяга к оружию пересилила.

Пистолет и подушка

Стечкин проявлял огромный интерес к оружию «с младых ногтей». Он знал все места, где отец хранил оружие и постоянно изучал его. Надо сказать, что отец Игоря Яковлевича особо не таил от детей оружие. Время от времени даже устраивал во дворе импровизированный тир: втыкал лопаты черенками в землю, а на самих лопатах рисовались птицы и животные. В доме Стечкина умели стрелять все, от матери до сыновей. Отец был хорошим, метким охотником, оружие было в доме в особом почете.

Эксперименты Игоря с оружием продолжались каждый день. Ему, ещё подростку, доверяли чинить оружие старшие товарищи. Случались и неприятности. Стечкин вспоминал: «Я где-то вычитал, что дамасские стволы очень прочные, и решил проверить. Но не учел, что они держат поперечную нагрузку, а на продольное растяжение не рассчитаны. Ну я и ударил стволом о столб. Ствол лопнул и раскрутился, как спираль».

Игорь рос в идеальных условиях для развития конструкторского таланта. Как-то, ещё ребенком, он смастерил мелкокалиберный револьвер и не мог дождаться утра, хотел побыстрее проверить. В итоге, выстрелил в подушку, среди ночи. Когда все проснулись, готов был до смерти стоять за свой пистолетик, не хотел отдавать. И не отдал.

Потрет Сталина

Игорь Яковлевич вспоминал, что в начале 50-х он разрабатывал шпионский пистолет по заказу спецслужб. Для него конструктор изобрел специальный патрон, который во время выстрела не производит ни шума, ни пламени, ни дыма. Во время испытания пистолета в мастерской участники эксперимента выстрелили в стену, и только потом поняли, что на обратной стороне висит портрет Сталина. В пятидесятые годы подобные акции не поощрялись. Побежали смотреть, но пуля прошла в нескольких сантиметрах от портрета — обошлось.

Большой успех

Пистолет Стечкина был принят на вооружение 3 декабря 1951 года. Он сразу стал очень популярным. Он предназначался для вооружения экипажей танков, служащих погранвойск, офицеров, отправляющихся в «горячие» точки, а также для солдат ряда спецподразделений. Высокий спрос на пистолет Стечкина объяснялся его хорошей огневой мощью и компактными размерами, делающими его пригодным в ситуациях, при которых использование более громоздкого вооружения является невозможным (у танкистов, летчиков и т.д.). Разработка Стечкина не имела аналогов на Западе вплоть до конца пятидесятых годов XX века.

Че Гевара

Пистолет Стечкина пользовался заслуженной популярностью не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Известно, что поклонником «Стечкина» был Фидель Кастро. Говорили даже, что кубинский лидер держал этот пистолет под подушкой, что является признаком особого доверия. Со «Стечкиным» не расставался и легендарный Че Гевара.

Кто это?

Игорь Яковлевич не любил политику и не разбирался в ней. Однажды в Тулу приезжал Черномырдин и оружейники решили подарить ему пистолет «Кобальт», сконструированный Стечкиным совместно с Авраамовым. Встретить высокого гостя поручили Игорю Яковлевичу. Он не знал, кто такой Черномырдин, и даже зашёл за день до встречи к брату — узнать, кому ему предстоит вручать подарок. Игорь Яковлевич был «чистым» изобретателем. Главное для него было — создать идеальное, удобное, красивое оружие, а то, что его непременно будут использовать и в политических целях — не головная боль для конструктора. Стечкин часто говорил, что «некрасивое оружие не стреляет». Эстетика для изобретателя, как и для всякого большого художника, стояла выше этики.

Чеченцы и бандиты

Пистолет Стечкина по сей день считается оружием киллером. Особая любовь к нему стала очевидной в 90-е годы. В разборках, конфликтах преступных группировок ставки делались на «Стечкина». Сам конструктор так комментировал эту пылкую любовь: «Бандиты предпочитают ТТ, сделанный в Китае: один раз выстрелил и выбросил. А вот чеченцы действительно знают толк в оружии. Говорят, в начале девяностых за мой пистолет там давали «жигули».

Тип статьи:
Авторская
3340

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!