В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Март, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

​Новочеркасский расстрел

фотография:
​Новочеркасский расстрел

«Новочеркасский расстрел» (также Новочеркасский бунт) — название исторических событий, произошедших в городе Новочеркасск Ростовской области РСФСР 1–3 июня 1962 года в результате забастовки рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода им. С. М. Будённого (НЭВЗ) и других горожан в ответ на повышение цен.

Выступление было подавлено силами милиции, армии и КГБ СССР, а вся информация о новочеркасских событиях, в том числе о количестве погибших и раненых, была засекречена. По официальным данным, частично рассекреченным только в конце 1980-х годов, при штурме городского отдела милиции было убито 5 человек, при разгоне демонстрации 17, более 70 человек получили тяжёлые огнестрельные ранения. Позже вечером 2 июня было убито ещё 2 человека.

«ЖИВИ И ПОМНИ»

Каждый год 2 июня в Новочеркасске вспоминают трагедию 1962-го. В Платовском сквере перед Атаманским дворцом собираются ещё живые свидетели и потомки участников тех событий. С цветами и плакатами, с фотографиями в руках горожане вспоминают жертв массового расстрела.

До сих пор ни родственники пострадавших и погибших, ни историки не знают всей правды о случившемся. По словам президента Фонда Новочеркасской трагедии Татьяны Бочаровой, события 1962 года официально признаны преступлением власти против народа.

ЛИВЕР ВМЕСТО МЯСА?

Всё началось с конфликта рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗа) с руководством из-за увеличения на треть нормы выработки без увеличения зарплаты.

Происходило это на фоне непростой экономической ситуации – начались перебои с поставкой продовольствия населению страны. Розничные цены в конце мая на мясо и выросли до 30%, на масло – на 25%. В газетах это событие преподнесли как «просьбу всех трудящихся».

В кузово-сборочном цехе НЭВЗа ещё в начале весны заводчане три дня не приступали к работе, требуя улучшить условия труда, а в обмоточно-изоляционном цехе из-за низкого уровня техники безопасности отравились 200 человек.

Новочеркасскийэлектровозостроительный завод


1 июня рабочие сталелитейного цеха прекратили работу и потребовали повышения расценок за их труд. В 11 часов они направились к заводоуправлению, по пути к ним присоединились рабочие других цехов, в результате собралось около тысячи человек.

Люди ждали от начальства ответа на вопрос «На что нам жить дальше?» Вышедший к митингующим директор завода Борис Курочкин заявил: «Вместо пирожков с мясом будете жрать с ливером!»

Ответ директора вызвал их негодование. Считается, что именно его фраза и послужила поводом для последующих событий.

НИЗЫ НЕ МОГУТ, ВЕРХИ НЕ ХОТЯТ

До конца дня ситуация раскручивалась по нарастающей. Количество бастующих достигло 5000 человек, они перекрыли железнодорожную магистраль, связывающую юг России с Москвой. О случившемся было доложено руководителю страны Никите Хрущёву. В Новочеркасск направили группу членов Президиума ЦК КПСС, которые вместе с областным руководством пытались всё держать под контролем.

Митинг продолжался. Звучали требования: послать делегацию на электродный завод, отключить подачу газа с газораспределительной станции, выставить пикеты у заводоуправления, собраться на следующее утро и идти в город, чтобы поднять там восстание, захватить банк, телеграф, обратиться с воззванием по всей стране. Единого организационного ядра у бастующих не было.

Власти не смогли найти мирного решения возникшей проблемы. Вечером к зданию заводоуправления подъехали 5 машин и 3 БТРа с солдатами. Боевых патронов они не имели и просто выстроились возле машин. Толпа встретила военных агрессивно, но ограничилась лишь руганью и оскорблениями. Солдаты не предприняли никаких активных действий, а через некоторое время погрузились обратно в машины и уехали.

Когда стало ясно, что власти не собираются применять никаких мер, митингующие приняли решение на следующий день пойти к горкому КПСС в центр города.

«НЕ БОЙТЕСЬ, СТРЕЛЯЮТ ХОЛОСТЫМИ!»

В ночь на второе июня в Новочеркасск вошли танки. Завод был взят под военную охрану, в городе установлен комендантский час, 22 зачинщиков задержали.

Появление военных возмутило заводчан, они отказались работать «под дулом автоматов». Митингующие опять заблокировали движение поездов. Через некоторое время к центру города двинулся людской поток, состоящий из рабочих, но по ходу следования к нему присоединялись случайные люди, в том числе и женщины с детьми.

Толпа шла по центральной улице Ленина (ныне Московской), к зданию горкома партии и горисполкома.

Туда же прибыл начальник Новочеркасского гарнизона генерал-майор Иван Олешко с 50-ю вооружёнными автоматчиками внутренних войск. Они оттеснили людей от здания, выстроились вдоль фасада лицом к забастовщикам.

Олешко с балкона обратился к собравшимся прекратить погромы и разойтись. Но толпа не реагировала и только после предупредительных автоматных очередей отхлынула назад.

Но тут раздались выкрики: «Не бойтесь, стреляют холостыми!», и люди вновь ринулись к зданию горкома. Последовал повторный залп вверх, а затем был открыт огонь по толпе. Есть также версия, что стреляли пулемётчики или снайперы с крыши здания.

Схема расстрела демонстрантов

Рассыпанные сандалии и белые детские панамки валялись по всей кроваво-грязной площади, которую потом закатали новым асфальтом.

ЖЕРТВЫ ТРАГЕДИИ

Как бы там ни было, но после выстрелов 10-15 человек остались лежать на площади, толпа в панике побежала прочь.

По официальным данным, в ходе подавления восстания были убиты 26 (по другим данным 24) человек, ещё 87 получили ранения. Сколько пострадавших и жертв было на самом деле, точно неизвестно. Трупы родным не выдавали. Расстрелянных хоронили на разных кладбищах под покровом ночи.

Перед судом по обвинению в «бандитизме», организации массовых беспорядков и даже попытке свержения Советской власти предстали 112 человек. Семеро: Сергей Сотников (токарь НЭВЗа), Андрей Коркач, Михаил Кузнецов (рабочие электродного завода), Борис Мокроусов (обрубщик станкозавода), Владимир Черепанов (слесарь завода «Гормаш»), Александр Зайцев (бригадир совхоза) и Владимир Шуваев (повар школы-интернат) — приговорены к смертной казни и расстреляны.

Ещё 105 человек получили сроки заключения от 10 до 15 лет с отбыванием в колонии строгого режима.

Говорят, что жертвами бойни моги быть и дети – например, мальчишки, глазевшие за происходящим с деревьев. Очевидцы вспоминают про рассыпанные сандалии и белые детские панамки: они валялись по всей кроваво-грязной площади, которую потом закатали новым асфальтом.

В опубликованных списках жертвы детского возраста не значатся. Возможно, родители боялись заявлять об этом. А может быть, потому, что к площади прибежали сироты (детский дом располагался как раз на Московской).

Кроме того, в результате принятых мер, а также начавшихся арестов, в ночь с 3 на 4 июня было задержано 240 человек.

Участники расстрела в своих воспоминаниях сравнивают случившееся с кровавым воскресеньем 1905 года в Санкт-Петербурге.

ГЕНЕРАЛ, КОТОРЫЙ НЕ СТРЕЛЯЛ

Заместителем командира танковой части СКВО, вызванной в Новочеркасск для подавления выступления рабочих, был ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза генерал МатвейШапошников. Одной из задач, стоявших перед военными, было не допустить прохода демонстрантов по мосту через реку Тузлов.

Получив приказ командующего операцией генерала Ивана Плиева двинуть на народ танки, Шапошников отказался его выполнить со словами: «Не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать нашими танками». Во избежание случайных инцидентов Шапошников также приказал мотострелкам разрядить автоматы и карабины и сдать боеприпасы.

Известно: на вопрос, что было бы, если бы он подчинился приказу, и танки, стоявшие на мосту, атаковали демонстрантов, генерал Шапошников ответил: «Погибли бы тысячи».

Позднее генерал пытался предать гласности информацию о новочеркасской трагедии, рассылая о ней письма советским писателям и комитетам ВЛКСМ ряда вузов. Всего им было отправлено шесть писем.

Это вышло ему боком: в1966 году генерал-лейтенанта Шапошникова уволили в запас, через год исключили из КПСС, обвинили в антисоветской пропаганде (нашли черновики писем) и завели уголовное дело.

«Лично я далёк от того, чтобы таить обиды или злобу на носителей неограниченного произвола. Я только сожалею о том, что не сумел по-настоящему бороться с этим злом. В схватке с произволом и самодурством у меня не хватило умения вести смертельный бой…», – напишет позже в своём дневнике опальный генерал.

После смещения Никиты Хрущёва многие осуждённые были отпущены из мест лишения свободы, Генерал Шапошников тоже освобождён от ответственности. Но восстановления в партии он дождался лишь в 1988 году. Реабилитация всех осуждённых произошла в 1996-ом, после соответствующего указа Президента РФ.

ПАЛАЧИ-САМОДУРЫ

В 1992 году Главная военная прокуратура РФ возбудила по факту новочеркасского расстрела уголовное дело. В нём фигурировали первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, члены президиума ЦК Фрол Козлов, Анастас Микоян и ещё восьмь функционеров. Но в связи со смертью фигурантов дело было прекращено.

Палачи-самодуры не ответили за преступление.

Тип статьи:
Авторская
1350

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!