В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Русский Царь-танк

фотография:
Русский Царь-танк

Танк Лебеденко, более известный под названием Царь-танк (также известен как Машина Лебеденко, Нетопырь, Летучая мышь, иногда также встречается вариант Мамонт или Мастодонт), вошел в летопись военной техники как самый необычный из когда-либо созданных. Строго говоря, танком объект не являлся, а представлял собой колёсную боевую машину. Он без сомнения мог запугать вражеских солдат, но, к сожалению, оказался слишком непрактичным для поля боя.

Очертания большинства современных боевых машин мало отличаются от танков, разработанных во время Первой мировой войны. Но на Царь-танк непохож ни один. Вместо применяемых во Франции, Великобритании и Германии гусениц российские конструкторы выбрали массивные колеса, которые могут пересекать практически любую местность.

Концепция огромного бронеавтомобиля сформировалась фактически еще до начала войны. Танк был детищем Николая Лебеденко и его соратников: Николая Жуковского, Александра Микулина и Бориса Стечкина.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Проект машины отличался большой оригинальностью и амбициозностью. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с лёгкостью преодолевают ухабы и канавы. Поэтому, в отличие от «классических» танков, использующих для передвижения гусеничную ленту, Царь-танк был колёсной боевой машиной и по конструкции напоминал сильно увеличенный орудийный лафет.

Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м, задний же каток был заметно меньше, около 1,5 м. Верхняя неподвижная пулемётная рубка была поднята над землёй примерно на 8 м. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м. На выступающих за плоскости колёс крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны с пулемётами, по одному с каждой стороны (предполагалась также возможность установки пушек). Под днищем планировалась установка дополнительной пулемётной башни. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час.

Внешне машина напоминала трехколесный велосипед со сдвоенным колесом сзади и двумя спицевыми колесами диаметром почти девять метров спереди. Корпус по форме походил на камертон. Первоначально танк получил название «Нетопырь» или «Летучая мышь» (за то, что его модель при переноске за заднее колесо напоминала летучую мышь, спящую вниз головой), но вскоре был переименован.

Инженер Лебеденко, разработавший проект, имел приватную лабораторию в Москве (Садово-Кудринская, 23), в которой выполнял заказы военного ведомства. Когда проект был готов, Лебеденко представил его главе Союза Земств и городов князю Г. Е. Львову и через него добился высочайшей аудиенции. Решающая аудиенция состоялась 8 января (21 января) 1915 года; в ходе её Лебеденко подарил Николаю II заводную деревянную модель своей машины с двигателем на базе граммофонной пружины.

Модель царь-танка Н. Н. Лебеденко в Музее-заповеднике «Дмитровский кремль»

По воспоминаниям придворных, император и инженер полчаса «аки дети малые» ползали по полу, гоняя модель по комнате. Игрушка резво бегала по ковру, легко преодолевая стопки из двух-трёх томов «Свода законов Российской Империи». Аудиенция кончилась тем, что впечатлённый машиной Николай II распорядился выделить на проект 210 тыс. рублей из собственных средств. Деревянную модель танка, изготовленную Лебеденко для демонстрации императору, Николай II оставил себе.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Детали танка изготавливались на заводе в Хамовниках.

Работы под императорским патронажем шли быстро — машина вскоре была изготовлена в металле и с конца весны 1915 года скрытно собиралась в лесу у станции Орудьево к северу от Дмитрова. 27 августа (9 сентября) 1915 года были проведены первые ходовые испытания.

Корпус «Царь-танка» максимальной высотой около девяти метров был обшит стальной броней. Вооружение включало две 76,2-мм пушки с боезапасом по 60 снарядов на каждую. Защищать машину от пехоты противника должен был ряд из нескольких пулеметов Максима. Экипаж состоял из 15 человек.

Применение больших колёс предполагало повышенную проходимость всего устройства, что подтвердилось на испытаниях — машина ломала березы, как спички. Однако задний управляемый каток, в силу своих малых размеров и неверного распределения веса машины в целом, почти сразу после начала испытаний увяз в мягком грунте. Большие колёса оказывались неспособны вытащить его, даже несмотря на применение мощнейшей по тем временам двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов «Майбах» по 240 л. с. каждый (куда более мощных, чем использовавшиеся на других танках Первой мировой войны), снятых с подбитого немецкого дирижабля (вероятно, Mb.IV/IVa). На земле они позволяли развивать скорость до 17 километров в час — довольно высокую для своего времени.

Царь-танк во время ходовых испытаний в 1915 году

Военные отметили многочисленные недостатки разработки — помимо высоких расходов она была признана слишком уязвимой для артиллерийского огня.

Все это привело к тому, что уже в сентябре проект был свёрнут в результате отрицательного заключения Высокой комиссии, однако Стечкин и Микулин все же занялись разработкой нового двигателя (АМБЕС) для машины. Впрочем, эта попытка не увенчалась успехом, равно как и попытки сдвинуть Царь-танк с места и вытащить его из района испытаний.

Вплоть до 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, но затем из-за начавшихся политических катаклизмов о машине забыли и больше не вспоминали. Конструкторские работы по ней больше не велись, а огромная сюрреалистическая конструкция построенной боевой машины ещё 7 лет ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году танк не был разобран на металлолом.

ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Надо сказать, что судьба танка Лебеденко в целом схожа с судьбами любых опытных образцов, разрабатывавшихся во время, когда ещё не существовало не только устоявшихся канонов проектирования таких боевых машин, но и как таковой их концепции. Этим отчасти объясняется парадоксальная на первый взгляд ситуация, когда амбициозный и технически сложный проект изначально виделся весьма перспективным, получил одобрение в высоких инстанциях и даже был реализован, но при этом оказался очевидно провальным.

Уже при первых испытаниях налицо стала очень высокая уязвимость этой машины — простой залп шрапнели по спицам колёс гарантированно выводил танк из строя. При этом колоссальные размеры танка и невысокая скорость передвижения делали его идеальной мишенью. Размеры же предопределили невысокую проходимость машины. Соответственно, скрытая переброска таких колоссов к фронту тоже представлялась маловероятной. Таким образом, единственный успех, на который могли рассчитывать боевые машины Лебеденко, психологический эффект. Несомненно, подавляющему большинству простых солдат тех лет подобная машина могла разве что присниться в кошмарных снах. Правда, серийное производство машин Лебеденко тоже представляется маловероятным — всё упиралось в отсутствие мощных двигателей, да и страна вряд ли осилила бы производство таких машин.

Огромные размеры, тонкая броня и крайне малая мощность двигателя Царь-танка (даже не учитывая его и отсутствие материальной базы для его массового производства), делали проект очевидно не имеющим перспектив. Поэтому постройка этой дорогостоящей машины оказалась явной ошибкой, усугублявшейся тем, что средств и промышленных мощностей в России не хватало для производства даже патронов и снарядов, на которое можно было бы направить сэкономленные средства.

Проектирование и постройка Царь-танка не оказали сколько-нибудь существенного влияния на отечественное (а тем более мировое) танкостроение. Боевая машина Лебеденко так и осталась ещё одним тупиковым проектом в развитии мирового танкостроения, которое в 1910-х шло практически исключительно методом проб и ошибок.

В 2018 году в музее танка Т-34 в Московской области был построен макет танка по оригинальным чертежам в масштабе 1:1, однако с большим количеством неточностей и по сути дает возможность лишь оценить размеры и форму Царь-танка.

Работа была охарактеризована как «монумент бездарному реконструктору» и подвержена жёсткой критике, оставив впечатление, что «этого монстра сваяли двоечники-пятиклассники за пару уроков труда из собранного в окрестностях металлолома», а макет «похож на оригинал разве что размерами».

Тип статьи:
Авторская
498

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!