В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

"Коктейль Молотова"

фотография:

Название «коктейль Молотова» придумали финны. Однако принцип использования в качестве оружия сосудов с горючей смесью восходит к древности. Сосуды с зажигательной смесью применяли на Кубе во время Войны за независимость. Известна даже точная дата появления этого оружия: 20 июля 1895 года, когда отряды кубинских повстанцев-мамби осадили испанский гарнизон в населённом пункте Байре. Кубинцы потребовали капитуляции, пригрозив применить «новое секретное оружие».

После начала Первой мировой войны 31 мая 1915 года генерал-лейтенант П. К. Кондзеровский направил начальнику ГВТУ письмо, в котором предлагал сбрасывать с аэропланов «зажигательные снаряды». В июне 1915 года в Императорском Московском техническом училище были изготовлены зажигательные снаряды конструкции прапорщика Б. Н. Юрьева в виде стеклянной бутыли с пиротехническим воспламенителем, заполненной смесью мазута, бензина и керосина. К 1 августа 1915 года в 1-ю авиационную роту было передано 3035 штук, во 2-ю — 7000, в 4-ю — 9000, в 5-ю — 7380, в 6-ю — 7000. Однако применение зажигательных снарядов не оправдало ожиданий. Командующий 8-й армией генерал от кавалерии А. А. Брусилов докладывал о слабом результате их выброски. Зачастую бутылки глубоко впивались в землю, в результате чего горючая смесь сгорала в образовавшейся ямке и не разбрызгивалась. Помимо этого, многие военлёты столкнулись с курьёзом: служившие корпусами для зажигательной смеси винные и пивные бутылки не разбивались при падении на мягкий грунт.

Однажды во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов колонна советских танков появилась из утренней дымки и начала приближаться к линии противника. Их ждал неприятный сюрприз. Танки приближались к позициям финнов, как вдруг появились люди в белых комбинезонах, которые практически сливались со снегом.

Финны подбежали к машинам так быстро, что советские солдаты не успели опустить дуло и прицелиться. Солдаты в белых комбинезонах поджигали прикрученный к бутылке кусок ткани, затем бросали их в вентиляционные трубы и под гусеницы.

Финский солдат с «Коктейлем Молотова»

Когда подожженная бутылка с бензином разбивалась, топливный бак вспыхивал всего за пару секунд. Многие члены экипажа погибли, лишь немногим чудом удавалось выбраться из машины часто в горящей одежде.

Финны назвали новую зажигательную гранату в честь наркома иностранных дел Вячеслава Молотова. На обвинения иностранных СМИ в бомбардировках финских городов Вячеслав Молотов ответил, что с советских самолетов сбрасывают только продовольствие. Финны иронично назвали бомбы «хлебными корзинами». Поэтому приготовили для противника напиток — «коктейль Молотова».

Из-за горящей ткани бросавший был в опасности, поэтому финны создали более совершенные варианты зажигательной гранаты.

Финский «коктейль Молотова» разработал (под названием фин. polttopullo «зажигательная бутылка») капитан Куиттинен из гарнизона Кориа весной 1939.

Первый испытанный образец был обычной стеклянной бутылкой, наполненной бензином, с прикрученным к ней куском ткани. В ходе полевых испытаний, однако, были выявлены следующие недостатки:

— жидкость не прилипала к цели и стекала с неё слишком быстро;

— горящая ткань делала бросавшего легко заметным, что на практике (при использовании против танков в ближнем бою) было неприемлемо.

Добавление гудрона к смеси (около 10-20 миллилитров на 0,5 литровую бутылку) не только решило первую проблему, но и позволило создать больше дыма при возгорании. Смесь также горела дольше и при более высокой температуре. Было разработано два основных метода поджига:

При помощи штормовых спичек, горевших около 60 секунд после поджига. Пара таких спичек прикручивалась к противоположным сторонам бутылки обычной изолентой либо проволокой (под спички помещалась полоска теплоизолирующего материала, чтобы бутылка не треснула преждевременно от нагрева; второй запал был запасной, чтобы использовать не брошенную бутылку). Именно эта версия системы по́джига была разработана и успешно испытана командой Ээро Куиттинена к весне 1939 года. Около 80 % бутылок с зажигательной смесью, произведённых финской промышленностью во время советско-финской войны 1939-40 года, использовало этот метод поджига.

Длинная хрупкая стеклянная ампула, наполненная самовоспламеняющейся смесью (на основе серной кислоты или белого фосфора), вставленная внутрь бутылки с зажигательной смесью. При разбивании бутылки происходило разрушение ампулы, что вызывало самовозгорание зажигательной смеси. Этот метод был разработан уже непосредственно во время войны армией Финляндии и использовался примерно в 20 % бутылок с зажигательной смесью, произведённых во время войны.

По оценкам, во время войны малочисленная финская компания Alko в общей сложности произвела 450 тысяч «коктейлей Молотова».

На самом деле такая зажигательная граната не должна была стать неожиданностью для советских солдат. До этого их танки так выводили из строя как минимум один раз. Во время Гражданской войны в Испании, когда осенью 1936 года войска Франко подошли к Мадриду, советские танки Т-26, которые недавно приобрело руководство республики, понесли потери именно из-за «коктейлей Молотова». Хотя тогда еще не было названия, под которым эти гранаты стали известны всему миру.

10 октября 1936 года, почти через три месяца после мятежа, с которого началась гражданская война, СССР доставил в Картахену 50 танков Т-26 под командованием Семёна Кривошеина. 29 октября 15 советских танков под командованием капитана Поля Армана вступили в бой и вместе со смешанными бригадами армии Второй Испанской Республики нанесли внезапный удар по вооруженным силам Франко.

В 30 км к югу от Мадрида в населенном пункте Сесеньи по узким улочкам танки передвигались с трудом. Солдаты противника бросили в них зажженные бутылки с керосином. В результате три машины вышли из строя, погибли четверо советских граждан и четверо испанцев, которые закончили обучение всего лишь за пару дней до боя.

Из-за маленького обзора танкистам приходилось вступать в бой с открытым люком, чем и пользовались солдаты, забрасывая внутрь бутылки с зажигательной смесью.

В отчете будущий генерал-лейтенант Семён Кривошеин никак не упомянул бутылки с зажигательной смесью. Однако о них рассказал советский генерал армии Павел Батов. Скорее всего, советские власти хотели скрыть слабое место Т-26.

Советские танкисты, которые доставили машины в Испанию, должны были подготовить испанцев, однако на обучение не хватило времени. Так в Сесенье советские и испанские танкисты погибли от взрыва от бутылок с зажигательной смесью.

Танк Т-26 в Испании

Спустя пару недель во время обороны Мадрида народное ополчение тоже использовало такие гранаты. Мы даже знаем имя того, кто бросал «коктейли Молотова», потому что пропаганда использовала его подвиг.

Героем стал Антони Коль родом с Майорки. Он вступил в ряды ополчения и погиб 10 ноября в уличных боях в районе Усера. Антони Коль запомнился тем, что уничтожил четыре итальянских танка бутылками с зажигательной смесью.

Трагическая гибель 21-летнего Антони Коля позволила начать кампанию вербовки для создания танкового отряда испанцев. Так на площади Пуэрта-де-Алькала появился огромный плакат с его изображением. А до конца войны главная улица столицы Каррера-де-Сан-Херонимо носила имя героя.

Во время гражданской войны после появления противотанковых орудий «коктейли Молотова» использовать перестали. Кроме того, сторонники Франко поменяли тактику, перестали уничтожать советские танки и начали их захватывать. Затем «коктейль Молотова» стал средством ведения партизанской войны.

Это отмечал бывший офицер Интернациональных бригад Том Винтрингем (Tom Wintringham) в статье, опубликованной в английском журнале в июне 1940 года. Уже тогда Англия готовилась к грозному вторжению фашистов, а глава правительства Уинстон Черчилль считал, что придется обороняться как нумантийцы. К счастью, не пришлось.

Летом 1938 года в ходе боевых действий у озера Хасан японские солдаты несколько раз применяли стеклянные бутылки с горючим в качестве противотанкового средства. Во время боевых действий на реке Халхин-Гол в 1939 году в составе японских пехотных рот уже действовали «противотанковые команды» из 10-12 солдат, которые были вооружены стеклянными бутылками с горючей смесью и противотанковыми шестовыми минами.

В ходе боевых действий в Польше в сентябре 1939 года бутылки с горючим являлись главным противотанковым средством польской пехоты.

В Красной Армии изобретение тоже прижилось и было востребовано уже в первые дни Великой Отечественной. 7 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «О противотанковых зажигательных гранатах (бутылках)» в котором было подробно прописано, как производить и снабжать войска зажигательными гранатами. А 2 августа 1941 года Сталин утвердил «инструкцию по использованию зажигательных бутылок».

К разработке рецептуры огнесмесей был привлечен Химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева в Москве, в лабораториях которого после начала Великой Отечественной войны наладили и снаряжение бутылок.

Во время войны в СССР децентрализованно производились бутылки ёмкостью 0,5-0,75 и 1 л, снаряженные загущёнными горючими смесями № 1, № 2 и № 3 (принятыми на вооружение ещё перед войной), а также смесью БГС и самовоспламеняющейся смесью КС.

Смесь БГС (получившая название по первым буквам названий компонентов — бензольная головка и сольвент) разработал военинженер третьего ранга, кандидат технических наук К. М. Салдадзе. Производство смеси началось в 1941 году.

Бутылки, выпущенные на стекольном заводе в осаждённой Одессе, с середины августа 1941 года помимо запала снабжались и этикеткой с призывом к бойцу: «Товарищ! Запал и бутылка изготовлены в Одессе. Не пускай врага в наш город, подожги танк!»

Самовоспламеняющуюся смесь КС разработали в августе 1941 года в Саратове А. Т. Качугин и П. С. Солодовник. Смесь КС состояла из бензина, керосина и лигроина, и воспламенялась с помощью запала конструкции А. Т. Кучина и М. А. Щеглова, состоявшего из серной кислоты, бертолетовой соли и сахарной пудры.

Уже к 1942, благодаря налаженному производству противотанковых орудий и ПТР, значение бутылок с горючими жидкостями сходит на нет.

В 1942 году И. П. Иночкин разработал «бутылкометатель» — устройство, позволявшее забрасывать бутылки с зажигательной смесью на расстояние 75-100 метров.

Кроме того, в Ленинграде выпускался бутылкомёт Цукермана.


Тульские оружейники разработали и внедрили в производство (в полукустарных условиях прифронтовой полосы, когда почти всё оборудование было эвакуировано в тыл) запал для бутылок, состоящий из четырёх кусков проволоки, железной трубки с прорезями, пружины, двух верёвок и холостого патрона 7,62×25 мм ТТ. Обращение с запалом было схоже с обращением с запалом для ручных гранат, с тем отличием, что «бутылочный» запал срабатывал только при разбивании бутылки. Этим была достигнута высокая безопасность в обращении и повышены скрытность и оперативность применения, а также расширен спектр погодных условий, пригодных для применения бутылок. Но в связи с изменением характера войны с оборонительного на наступательный, дальнейший выпуск бутылочных запалов был прекращён.


ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Один из зажигательных рецептов создал знаменитый азербайджанский химик Юсиф Мамедалиев. Когда Юсиф Гейдарович принес образцы своих разработок на заседание бюро ЦК Компартии Азербайджана, первый секретарь Мир-Джафар Багиров, усомнившись в эффективности изобретения химика, взял и плеснул жидкость в камин. Оплавившийся огнеупорный кирпич и разрушенные металлические трубы стали лучшим аргументом в пользу изобретения Мамедалиева.

источники:

histrf.ru/biblioteka/b/kak-poiavilsia-koktieil-molotova

ru.wikipedia.org/wiki/Коктейль_Молотова

Тип статьи:
Авторская
1257

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!