Как юные разведчики немца на «понт» взяли
В тот далёкий осенний день 1941 года на одном из смоленских просёлков встретились мальчишки. Одному из них, Саше было 14 лет, Косте – 15. Познакомились, разговорились и признались друг другу, что идут на фронт. В то грозовое время многие мальчишки рвались на передовую.
Костя был родом из этих мест, а Саша из Орши.Путь мальчишек был не прост и очень опасен. Но они всё-таки добрались. Их встретили ополченцы Ленинградского кораблестроительного завода и приняли в свою боевую семью. Так ребята влились в Ленинградскую дивизию и даже стали разведчиками, неоднократно выполняя важные задания командования в тылу врага. Саша Котов стал ординарцем командира роты разведчиков, молодого лейтенанта Николая Андреевича Мойсеенко. А Костя всегда был рядом со своим другом.
Это случилось под Киришами. 8 декабря преследуя противника, Ждановский полк приближался к скованному льдом Волхову. Над лесами и болотами спускалась декабрьская ночь уходящего 1941 года. Пути отступления были усеяны окоченевшими трупами немцев, ржавыми скелетами обгоревших танков, разбитыми орудиями, минометами, машинами.
В полдень начальник штаба К. А. Кузнецов доложил командиру полка, что ночью разведчики Костя Пчелка и Саша Котов взяли в плен только что приехавшего из Берлина фельдъегеря — обер-лейтенанта.
— Молодцы, ребята! — похвалил майор Супагин. — Нужно из этого фрица «выжать» все, что он знает, и постараться тщательно проверить полученные данные. А на Пчелку и Котова оформляйте документы о награждении. Вечером вызовите обоих ко мне.
В точно назначенный час на КП полка прибыли герои вчерашнего события — строгие, подтянутые, обмундированные по всем правилам воинской службы.
Усадив ребят на стоявшую у стола деревянную скамейку, Михаил Иванович Супагин спросил с улыбкой:
— Наверно, догадываетесь, зачем я вас вызвал?
— Так точно! — почти разом отчеканили разведчики. — Думаем, что по поводу этого самого пленного фрица…
— Вот-вот! Как же вам удалось справиться с таким верзилой?
— Просто попался нам трусливый немец, — смущенно сказал Пчелка.
— Они все трусы! — не выдержал Саша.
— Не мешай! — отмахнулся Костя. — А дело было так: вызывает меня и Сашку в свою землянку начальник штаба и говорит: «Вот что, сынки, в шести километрах от нас находится деревня Леготково. Там немцы. На вас никто не подумает, что вы разведчики.
Узнаете, много ли там фашистов, какое у них оружие. По возможности выясните, сколько пушек, минометов, пулеметов, где они расположены. Будьте осторожны — не суйте нос куда не следует. Если есть местное население, постарайтесь незаметно в разговорах узнать все подробности».
— К вечеру, — продолжал Костя, — мы уже были в Леготкове. На улице нам встретилась одна бабушка с ведром воды. Она покачала головой, пожурила нас, что мы ходим и не боимся немцев, и добавила: «Родненькие вы мои, не ходите дальше, там эти окаянные ироды. Идемте ко мне, хоть погреетесь. Вы, наверное, сильно замерзли». Мы обрадовались, пошли, посидели, поговорили, а потом снова в путь. Когда на следующий день возвращались обратно, торопились очень…
— Потому что знали, где немецкие пушки и минометы стоят, сколько в каких хатах фрицев живет, — добавил Саша.
— Обожди, Сашок, не перебивай. Я не договорил еще. И вот, мы идем лесом. Вдруг — какой-то шорох. Смотрим, неподалеку от нас прогуливается на лыжах долговязый немец. А чуть дальше — фрицевская батарея. Поэтому фашист гулял смело, даже насвистывал что-то. Готовь веревку с петлей, говорю я Сашке, а сам берусь за ракетницу. Оружия у нас с собой не было. Ракетницу и веревку мы выпросили у старшины перед уходом в разведку. Укрывшись под густой елкой, мы с тревогой стали ждать направлявшегося в нашу сторону фрица. Когда он поравнялся с нашей засадой, мы выскочили из-под елки и разом крикнули: «Хенде хох!» Я направил ракетницу прямо в лоб немцу, и он от страха поднял руки.
— А я, — добавил Саша, — сразу же забрал у фрица автомат и пистолет. Он дрожал как в лихорадке. Завернув ему назад руки, я крепко связал их веревкой. Потом проверил карманы, вытащил все документы. Чтоб гитлеровец не поднимал шума, втиснули ему в рот платок.
— Когда немец был «готов», — продолжал Костя, — мы вывели его на дорогу и показали рукой, куда нужно следовать. Засунув за пояс ракетницу, я держал наготове заряженный парабеллум. А Сашок шел наперевес с немецким автоматом. Так и довели в расположение полка. Вот и все, кажется…
— Молодцы, ребята! — И командир полка по-отцовски расцеловал Костю и Сашу и объявил им благодарность.
А вскоре командующий Волховским фронтом генерал армии К. А. Мерецков вручил отважным разведчикам Косте Пчелке и Саше Котову ордена Красного Знамени.
О подвиге юных разведчиков узнал весь фронт. По праву гордились воины 25-го стрелкового полка своими воспитанниками».
17 декабря 1941 года оба юных бойца были награждены орденами Красного Знамени. Награды вручал командующий Волховским фронтом генерал армии К.А. Мерецков. О подвиге юных разведчиков узнал весь фронт. О них писали газеты.
Доблестным разведчикам было предложено поехать учиться в тыл, они дружно сопротивлялись, но всё-таки были отправлены в Москву. Но впоследствии бравые разведчики настояли на своём возвращении на фронт.
Так они оказались в 256-ом Терском казачьем полку и продолжали храбро сражаться с врагом.
В 1943 году в боях за деревню Церковщина шестнадцатилетний герой Саша Котов погиб, к этому времени он был кавалером семи орденов и медалей.
Костя Пчёлка пропал без вести под городом Валуйки Белгородской области.
«Детство кончилось с войною.
Баловство забыто прочь.
Пареньки готовы к бою
Красной Армии помочь.
Самолёт – учиться надо.
И на танк – ещё расти.
«Вот разведка вам, ребята,
Подойдёт фашистам мстить»!
Есть задание мальчишкам
В тыл к врагу, его отвлечь.
«Осторожно там, сынишки,
И не надо лишних встреч».
Замысел прошёл удачно
Даже в плен был немец взят.
Батальон атаку начал.
Сашку, Костю наградят»
/Игорь Артюхов/
Вот такие скудные сведения удалось найти на юных героев:
Пчелка Константин Иванович, 1926 г.р.
место рождения: Смоленская обл., Велижский р-н в РККА с 04.07.1941 год
Место призыва: Кировский РВК, г. Ленинград,
17.12.1941. — Орден Красного Знамени (красноармеец, Место службы: боец разведроты 25 сп 191 сд)
28.01.1943 Орден Красной Звезды (гв. красноармеец, казак. Место службы: боец 3-го эскадрона 256 гв. полк 11 гв. кд ВорФ ).
"… дважды участвовал в танковом десанте: остался в тылу противника охраняя подбитый танк и уничтожил 10 вражеских содат"( из наградного листа).
Котов Александр Иосифович 1924 (1925) г.р.
в РККА с 28.06.1941 годаМесто призыва: доброволец.
17.12.1941 — Орден Красного Знамени (красноармеец,
Место службы: боец разведроты 25 сп 191 сд) бои за Тихвин.
14.03.1943 — Медаль «За отвагу» (гв. красноармеец, Место службы: разведчик 2-го саб.эскадрона 33 гв. кп 8 гв. кд ВорФ),
27.08.1943 — Орден Отечественной войны II степени (гв. сержант, Место службы: 33 гв. кп 8 гв. кд 6 гв. кк ЗапФ)
источники:
www.bibliotekar.ru/3-1-9-bkz-orden-boevogo-krasnogo-znameni/27.htm
www.anuika.ru/index.php/obshchestvo/khajp/4075-nashi-rovesniki
history-doc.ru/kak-yunye-razvedchiki-nemca-na-pont-vzyali/
smolbattle.ru/threads/д-Комарицы-Велижский-район-Смоленская-область.59237/
Комментарии