В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Сентябрь, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
      

Кровавая барыня – история Дарьи Салтыковой

фотография:
Кровавая барыня – история Дарьи Салтыковой

Жестоких и страшных людей хватает в любой исторический период. Не стала исключением и Российская империя в самом своем расцвете – начале XIX века.

В 1768 году рядом с Лобным местом у позорного столба стояла помещица Дарья Салтыкова — знаменитая Салтычиха, насмерть замучившая как минимум 138 своих крепостных. Для женщины, не являющейся правительницей, это своего рода рекорд, самое большое число жертв в истории…

СТАНОВЛЕНИЕ САЛТЫКОВОЙ

Случайно или нет, но о детстве и юности будущей кровавой барыни почти ничего не известно. Да и вообще сведения о ее семье и дальнейшей жизни очень отрывочны.

Настоящая фамилия Дарьи Салтыковой – Иванова. Появилась на свет в семье Анны Ивановны Давыдовой и дворянина Николая Иванова, сына крупнейшего деятеля петровской эпохи Автонома Иванова, в марте 1730 года.

В браке с ротмистром Глебом Салтыковым Дарья родила двух сыновей, Фёдора и Николая 1750 и 1751 годов рождения соответственно. Обоих мальчиков записали на службу в гвардейские полки.

Дарья Салтыкова


В 1756 Салтыкова овдовела, став единственной владелицей огромных состояний своих родственников: деда, отца, и мужа. Это сделало женщину богатейшей в Москве.

Помимо денежных средств, ей принадлежало по 600 душ крепостных каждого пола, несколько домов и поместий, включая Теплый Стан, Троицкое, Красное-на-Пахре и другие. Под управление Салтыковой попал трехэтажный дом на углу Кузнецкого моста и деревни, приносившие огромные доходы. Богатство помещицы подтверждается крупными подаяниями в церкви, благотворительными фондами и взятками, которыми она многократно подкупала чиновников.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ САЛТЫЧИХИ

Никто не мог предположить, что за этой улыбчивой, щедрой и уважаемой женщиной скрывается настоящий монстр. И кто знает, что вдруг случилось? Возможно, это было помешательство после смерти любимого мужа или скрытое психическое заболевание.

Но как бы то ни было, ненависть и злоба Салтычихи стали жестоко проявляться по отношению к собственным крепостным, а причину она всегда находила самую банальную – плохо вымытый пол или недостиранное белье.

Избиения слуг происходили даже не часто, а систематически. Обычно Салтыкова сама наносила удары любой тяжелой вещью, оказавшейся под рукой. Это могло быть и полено, и скалка, и кочерга, и утюг. Конюхи наказывались плетьми, розгами и кнутами. Зачастую подобные избиения приводили к летальным исходам.

Особенно барыня любила девушек, в частности – готовящихся к замужеству.

Некоторые мучения были особо изощренными. У одной из погибших служанок волосы на голове обнаружили опаленными. Некоторых Салтычиха обливала кипятком, била лбом об стену и хватала шипцами для печи за уши.

Зафиксирован случай, когда кровавая барыня в середине осени с помощью кнута заставила девушку зайти в воду по шею и простоять так пятнадцать минут. Что стало с несчастной, неизвестно.

Основная часть убийств происходила в московском доме барыни, иногда – в селе Троицкое Подольского уезда. Есть информация, подтверждающая, что о некоторых ее преступлениях знали местные священники и чиновники, но никому об этом не сообщали из-за регулярных взяток, получаемых от Салтычихи.

Однажды под горячую руку кровавой барыни попался дед поэта Федора Тютчева – Николай. Какое-то время у него был роман с помещицей, но в итоге Тютчев, узнав Салтыкову поближе, ушел к другой женщине. После такого предательства Дарья Николаевна намеревалась убить бывшего любовника вместе с соперницей – сжечь или взорвать их дом, но сделать ей этого не удалось.


С ЖАЛОБОЙ К ЕКАТЕРИНЕ II

Весной 1762 года крепостные Савелий Мартынов и Ермолай Ильин совершили побег, задавшись целью добраться до Петербурга и передать жалобу на свою хозяйку самой императрице. Не страшили мужиков ни полицейские облавы, ни возможный поход по этапу в Сибирь. Савелию так и вовсе терять было нечего. После того, как Салтыкова хладнокровно убила трех его жен подряд, крестьянин потерял надежду на спокойную и счастливую семейную жизнь.

Может, произошло чудо расчудесное или небеса услышали молитву доведенных до крайней степени отчаяния крепостных, но только «письменное рукоприкладство» – так именовалось письмо к Екатерине II – все-таки попало в руки императрицы. Государыню не смутил ни дворянский титул обвиняемой, ни ее многочисленные покровители, и уже через несколько дней после прочтения жалобы было возбуждено уголовное дело против Салтыковой Дарьи Николаевны, которую обвиняли в многочисленных убийствах и жестоком обращении со своими крепостными. Это было нужно, чтобы использовать дело в качестве демонстрации дворянству своей власти и судьбы каждого, кто намерен злоупотреблять своим положением.


СУД НАД САЛТЫЧИХОЙ

Юстиц-коллегия Москвы после многократных доносов начала следствие относительно Дарьи Николаевны Салтыковой, продолжавшееся около 3 лет. Еще три года длился суд.

Эта страшная женщина находилась в тесном родстве с Давыдовыми, Мусиными-Пушкиными, Толстыми, Строгановыми, вращалась в высших кругах общества, имела самые влиятельные связи, но при этом была абсолютно безграмотна и не умела даже писать. Доподлинно известно, что троицкая помещица была очень религиозна. Она несколько раз совершала паломничества к христианским святыням и никогда не жалела средств на пожертвования. Но жестокая Салтычиха была полной противоположностью той Дарье Николаевне, которую с почетом и уважением принимали в лучших домах Москвы и Санкт-Петербурга.

Все московские чиновники опасались браться за столь сомнительное дело, в котором крепостные шли против своей барыни, да еще столь влиятельной и титулованной. В конце концов папка оказалась на столе у следователя Степана Волкова. Он, человек безродный и не светский, отличался беспристрастностью и упорством, и с помощью князя Дмитрия Цицианова смог успешно довести дело до конца.

Сколько препятствий ни чинила Салтыкова следствию, но выйти сухой из воды ей так и не удалось. Каждая новая улика влекла за собой целую цепочку преступлений. Выяснилось, что задолго до того, как крепостные передали жалобу Екатерине II, в архивах московских инстанций спокойно себе пылились более 20 таких же жалоб, написанных ранее.

Но ни одной из них власти не дали ход. А повальные обыски в имениях Салтыковой и изъятые счетные книги указывали на то, что чиновники этих ведомств получили от Дарьи Николаевны богатые подарки или некую финансовую помощь.

Может, поэтому сама помещица, на протяжении всего следствия, была не только уверена в благополучном освобождении, но и продолжала всяческими способами запугивать своих крепостных.

На второй год следствия Салтыкову взяли под караул. Только тогда запуганные крестьяне стали неохотно рассказывать обо всех ужасах, свидетелями которых им приходилось некогда быть. Были полностью доказаны 38 случаев смертей от рук помещицы: жертвами стали 36 женщин, девушек и девочек, и лишь двое молодых мужчин.

Были и двойные убийства, когда помещица избивала беременных женщин, пока у тех не случался выкидыш, а позже расправлялась и с самой матерью. 50 человек умерли от всяческих болезней и переломов, ставших результатами побоев. Конечно, оставались еще десятки бесследно исчезнувших крестьян, чьи тела не были найдены, а следы терялись, но имевшихся доказательств хватило для самого жестокого приговора.

Приговор, составлением которого Екатерина II занималась лично, заменив при этом фамилию «Салтыкова» на эпитеты «бесчеловечная вдова», «урод рода человеческого», «душа совершенно богоотступная», вступил в силу 2 октября 1768 года.

Дарья Салтыкова лишалась дворянского титула, материнских прав, а также всех земель и имущества. Приговор обжалованию не подлежал.

Вторая часть приговора предусматривала гражданскую казнь. Накануне мероприятия по городу были расклеены афиши, а титулованным особам разосланы билеты на казнь их бывшей приятельницы. 17 ноября 1768 года, в 11 часов утра Салтычиху вывели на Лобное место Красной площади. Там она была привязана к столбу с табличкой «мучительница и душегубица» на глазах у большой толпы москвичей, которые съехались на площадь задолго до того, как туда привезли осужденную. Но даже часовое «поносительное зрелище» не заставило Салтыкову раскаяться.

Затем ее отправили на вечное заключение в тюрьму Донского монастыря. Первые одиннадцать лет она была буквально заживо похоронена в вырытой в земле «яме покаянной» глубиной в два метра и заложенной сверху решеткой. Свет Дарья видела только дважды в день, когда монахиня приносила ей скудную еду и огарок свечи. В 1779 году Салтычиха была переведена в одиночную камеру, которая располагалась в монастырской пристройке.

Иоанно-Предтеченскийженский монастырь, в который заключили Дарью Салтыкову. Фото: Public Domain

В новых апартаментах было небольшое окно, через которое осужденная могла смотреть на свет. Но чаще приходили смотреть на нее. Говорят, что Салтычиха плевала через решетку на визитеров и пыталась добраться до них палкой.

Посетителям монастыря было дозволено не только смотреть на осужденную, но и разговаривать с ней. Есть слухи, что после 1779 года Салтыкова родила ребенка от солдата-охранника. Бывшая помещица содержалась в каменной пристройке храма до самой своей смерти.

Умерла Салтычиха 27 ноября 1801 года в возрасте 71 года, проведя в заточении 33 года. Там же, в Донском монастыре была похоронена на монастырском кладбище. Могила помещицы-убийцы существует и по сей день, вот только имя злодейки совсем стерлось, а вместо надгробной плиты остался большой каменный кол.

Вероятная могила «Салтычихи»

ЭТО ИНТЕРЕСНО

• Современные криминалисты и историки предполагают, что Салтычиха страдала психическим расстройством — эпилептоидной психопатией. Некоторые и вовсе считают, что она была латентной гомосексуалисткой. Установить сегодня достоверно это не представляется возможным.

• Уникальной же история Салтычихи стала потому, что дело о зверствах этой помещицы завершилось наказанием преступницы. Имена некоторых жертв Дарьи Салтыковой нам известны, в отличие от имён миллионов людей, замученных русскими помещиками за время существования крепостного строя в России.

• Городской дом Салтычихи в Москве находился на углу улиц Большая Лубянка и Кузнецкий Мост, то есть на месте, где позже были построены здания, принадлежавшие ныне ФСБ России. Усадьба, где, как правило, она совершала убийства и истязания находилась на территории поселка Мосрентген (Троицкий парк) рядом с МКАД в районе Теплого стана.

К счастью, аналогов данной истории в Российской империи не было, и именно поэтому имя Салтычихи стало настолько известным.

источники:

moiarussia.ru/strashnye-zabavy-znamenitoj-saltychihi/

moiarussia.ru/krovavaya-barynya-istoriya-dari-saltykovoj/

Тип статьи:
Авторская
1382

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!