Как очищали Украину от УПА-Юг
В конце 1943 года, когда бандеровцы уже завершили рейдерский захват разрозненных отрядов националистов вроде «Народной самообороны», УПА* Бульбы-Боровца и группировок мельниковцев, встал вопрос об организационной и территориальной структуризации бандеровской армии, которая, к слову, в той или иной мере продолжалась до её полной ликвидации.
С целью эффективного управления региональными подразделениями были образованы четыре так называемых генеральных военных округа: УПА-Север, УПА-Запад, УПА-Юг, УПА-Восток. Существование последнего по факту было фиктивным, ибо бои с немцами шли уже на Правобережье, а, соответственно, шансов на у бандеровщины на разворачивание деятельности по Днепру и на Левобережье не было.
Территориальные округа УПА
Предложенная Дмытром Грицаем и Дмытром Клячкивським территориальная схема формировалась не только с учётом событий на фронте, но и с учётом внутренних противоречий националистов (например, отношения к немцам или полякам) и уже испытанных в работе «походных групп УПА». Руководил военным округом командир и его штаб, дублирующий структуру главного штаба. Округ, в свою очередь, делился на тактические участки. В ОУН-Юг их было три: «Холодный Яр», «Винница», «Умань».
За первый год существования УПА личный состав из «убеждённых» пополнился бойцами шуцманшафт-батальонов и представителей немецкой вспомогательной полиции, которых было особенно много.
Именно из бывших полицаев был командир округа ОУН-Юг Омелян Грабец, имевший клички Батько и Вовк. Под кураторством абвера он ещё до войны занимался переброской на Волынь диверсантов и агентуры. После взятия немцами Ровно Грабец возглавил комендатуру вспомогательной полиции или, как её называли, «украинской милиции», был активен в уничтожении поляков и евреев Ровенского гетто.
Старшины украинской полиции Омелян Грабец (слева) и Федор Заборовец (справа). Ровно, июль 1941 г.
Доставшийся ему под командование округ УПА-Юг, в зону действий которого входили современные Винницкая и Хмельницкая области, был наименее организованным. Здесь действовали несколько автономных бандеровско-мельниковских куреней, и сформировать эффективную структуру было невозможно в силу объективных обстоятельств – освобождённые от немцев территории тут же зачищались и от немецких подстилок, да и местное население не поддерживало УПА, как это было в западных областях. Именно по причине так окончательно и не сформировавшегося округа в числе его командиров называют и Остапа Качана (Саблюк) и даже Василия Кука (Лемиш). Но, как бы там ни было, именно Грабец был первым лицом УПА-Юг.
К 1944 году вольница заканчивалась. Если в 1943 году Грабец со своей бандой позволял себе рейды даже в Молдавию, свободно перемещаясь по немецким тылам, а после отсиживался в волынских лесах, то после первых столкновений с кадровыми частями РККА и рейдовыми группами внутренних войск НКВД для УПА-Юг запахло жареным.
В январе 1944 года во время облавы был убит командир военного округа «Холодный Яр» Кость, его принял на себя начальник штаба округа Свистун (Ясень).
Очередная попытка структуризации подразделений УПА совпала с начавшейся в ответ на убийства генералов Андрея Штевнева и Николая Ватутина масштабной операцией НКВД. Тогда бандеровцы ещё питали надежды на «открытый полевой бой с советами», что вышло им боком в бою под Гурбами, где отрядам УПА-Юг был нанесён непоправимый урон. Здесь был убит куренной Иван Лис Строчан. А в конце апреля был ликвидирован второй шеф штаба УПА-Юг – Володымыр Лукашук (Крапива). Командиры других групп стали лихорадочно отходить на север и на запад.
Но «охота» на УПА-Юг уже началась и, несмотря на ещё малый опыт НКВД и военной разведки РККА, банды методично уничтожались. Бандеровцы сами создавали условия для их ускоренной утилизации – пробиваться через плотные заслоны советских войск крупными формированиями было невозможно, потому банды дробились на группы 15-20 человек, справиться с которыми при отсутствии поддержки УПА населением было проще.
Грабец повел свою группу на Летичев и был окружён 10 июня 1944 года возле села Микуленцы. Бандеровцам предложили сдаться, но те открыли стрельбу и были уничтожены все до одного.
13 июня 1944 года возле села Кордишов Шумского района Тернопольской области был обнаружен схрон, где находился бывший капрал Войска Польского Васыль Процюк (Крапива), начальник штаба группы УПА-Юг, руководитель старшинской школы УПА, награжденный двумя Золотыми крестами УПА за боевые заслуги. Кресты не помогли, схрон забросали вместе с Крапивой гранатами.
18 декабря 1944 года в окрестностях села Залесье Здолбуновского района Ровенской области рейдовая группа НКВД окружила небольшую банду поручика УПА Остапа Качана (Саблюк), некоторое время командовавшего тактическим участком «Винница». За Качаном тянулся кровавый след нападений на тыловые части советской армии и пытки красноармейцев, он знал, что щадить его не станут и после короткого боя выстрелил себе в висок.
Одним из самых мерзких персонажей УПА-Юг был начальник штаба Мыкола Свистун. Он начинал убивать ещё до войны в Польше, считал себя баловнем судьбы, был неоднократно ранен. Даже под Гурбами отделался лёгким испугом. Кстати, именно Свистун «насвистел» в своих «воспоминаниях», что УПА под Гурбами уничтожили две тысячи сотрудников НКВД и сожгли пару десятков советских танков.
Выйдя живим из котла с остатками «Холодного Яра», Свистун напал 12 мая 1944 года на село Стриганы, где размещался советский партизанский отряд Антона Одухи. Наступающая банда была рассеяна, а после, когда прибыла рота НКВД прилегающая территория была зачищена крайне жёстко. Пленные были расстреляны.
Однако сам Свистун и здесь уцелел. Его ликвидируют 8 декабря 1944 года в селе Обгив (ныне Сосновка) Дубенского района Ровенской области.
Последним командиром УПА-Юг называют куренного Семена Котика (Докс, Кожух). Его потрёпанной сотне тоже удалось вырваться из гурбинского котла, весь май и июнь 1944 года его банда проводила рейды в Славутском районе под Каменец-Подольском и пролила немало крови.
Ликвидированные НКВД О. Качан, Н. Свистун, С. Котик
Последним из сколь-нибудь известных командиров УПА-Юг был Михайло Кондрас (Великан), тоже уцелевший под Гурбами и в бою у Новой Мочулянки. Его «зачистили» 11 апреля 1948 года во время перестрелки у хутора Загаи Радивиловского района.
Они хотели крови и смерти – они её получили.
Комментарии